Кооперационные возможности в органическом земледелии

Кооперационные возможности в органическом земледелии

На прошедшем в апреле этого года в Ижевске форуме по устойчивому развитию сельских территорий большое внимание уделялось развитию кооперации сельхозтоваропроизводителей в России. В частности возможности для кооперации в органическом земледелии представил Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза.

Он отметил, что с одной стороны 60-70% мировой органической продукции находятся сегодня в состоянии экспорта-импорта, то есть перемещаются между странами. С другой стороны, если посмотреть на структуру производителей органической продукции, то они окажутся в основном малыми и средними предприятиями.

Если, для примера, посмотреть на портрет органического производителя в Индии, то это окажется производитель, у которого менее 2 га земли и до 5 голов скота. Учитывая такие объемы нужно понимать, что торговать во внешний мир самостоятельно невозможно. С другой стороны, мы видим, что в Индии сейчас 835 000 производителей органической продукции. И Индия показала один из ярких примеров объединения в кооперативы для организации переработки продукции и отправки ее на экспорт. В итоге, Индия заняла второе место по экспорту органической продукции в Европу за прошедший год. То есть, можно сказать, что кооперация повлияла на развитие агроэкспорта.

Для России интересную модель организации кооператива может продемонстрировать компания Valio. Что такое сегодня производство органического молока в Финляндии? Все производители органического молока объединены в кооперативы. Принцип объединения достаточно интересный - 1 кооператив объединяет до 11 фермеров. При этом финский опыт кооперации повторяют ряд вещей, которые были распространены в СССР, но в последствии были разрушены. Например, в Финляндии воссоздано то, что у нас называлось « машинно-тракторные станции (МТС)». На 1 кооператив приходится одна МТС, где сконцентрирована вся основная техника. То от чего у нас старательно пытались уйти, в Финляндии старательно сохранили. То есть, созданием кормовой базы животноводства занимается отдельное предприятие, что позволяет фермерам снижать свои затраты по кормозаготовке.

Фермы в Финляндии не имеют своих ветеринаров и государственная ветеринарная служба обслуживает фермерские предприятия на хозрасчётной основе. Переработка в большинстве случаев производится специализированным предприятием (VALIO), а не замкнута на каждого производителя. Что касается цены на конечный продукт, то если раньше разница в цене на полке органического и неорганического молока составляла 2 раза, то теперь такая система кооперационных связей позволяет держать разницу в ценах порядка 15%.

Что происходит в России? Как известно, органические продукты в 2-5 раза дороже на полках магазинов. Причина простая, на сегодняшний день каждый производитель вынужден на себя замкнуть весь производственный сервис - производство семян, производство кормов, производство молока, переработку и реализацию. Все, кто попытался не замыкать все на себе, оказались очень не успешными. Например, если у вас 5 коров и вы производите 100 литров органического молока в сутки, то заводить собственную переработку нет смысл. Вы вынуждены обращаться к обычному переработчику, который у вас купит органическое молоко по цене неорганического. И вы сразу оказались в убытке, т.к. себестоимость органического молока выше обычного. В итоге вы вынуждены замыкать на себя все производственные процессы, что тут же отражается на цене конечного продукта.

Тем не менее, есть в России несколько удачных примеров. Например, компания «АгриВолга» в Ярославской области, где на 1 переработчика замкнуто 11 сельхозпредприятий. Каждое предприятие в компании специализируется на определённом направлении. В системе кооперации работают племенные хозяйства по овцам и коровам. Но самое главное, у предприятий объединения нет проблем решением таких задач, как где взять корма и где переработать сырьё в готовую продукцию. В объединении действует единая переработка мяса и молока, а также единый канал продаж. Благодаря такой кооперации им удалось открыть 10 магазинов в Москве и области.

Другим положительным примером кооперации, является производство компании СибБиоПродукт из Томска. Компания производит зерно, лен , горох и вышла на внешние рынки пяти европейских стран. Они столкнулись с тем, что наши малые и средние предприятия не могут обеспечить те объемы, которые заказывают европейские покупатели. Самым распространенным вопросом с которым приходится сталкиваться при общении с европейскими заказчиками: «Есть ли у вас хотя бы 15000 га зерновых? Это площадь, которая смогла бы прогарантировать минимальный объем».

Понимая, что в одиночку объемы не обеспечить, СибБиоПродукт выступил региональным трейдером . Он начал искать компании, которые выращивают близкие типы продукции и готовы работать на экспорт. В настоящее время, создана Ассоциация производителей и экспортеров органической продукции, которая объединяет порядка 13 компаний. СибБиоПродукт также помогает своим членам проходить сертификацию по органике.

Также большую заинтересованность в органической продукции проявляют торговые сети. Главная задача, чтобы продукция поставлялась в течение всего года равномерно и одинакового качества. Но это как раз таки одна из главных проблем. Есть разрыв между центрами потребления органики – Санкт-Петербург и Москва и центрами, где эту органику выгодно выращивать – например, Краснодарский край. Этот разрыв сильно влияет на возможности поставок в течение года. Одним из удачных примеров, это пример объединения «Экофермы Кубани» - один из крупнейших поставщиков органического риса, овощей и фруктов в Москву. Но это опять случай, когда объединились 5 производителей, прошли европейскую сертификацию, но главным вызовом была именно логистика.

Также необходимо упомянуть о развитии территорий как туристических центров. Огромное количество людей в мире ( порядка 700 млн. человек) являются потребителями органической. Это люди имеющий средний достаток и выше. Именно они являются и главными путешественниками. Наша страна никак не борется за этих потребителей. Огромное количество из числа любителей органической продукцией ездит из страны в страну, пробуют органическую продукцию на местах. Например, если посмотреть на Голландию, у них есть отдельное позиционирование ресторанов специализирующихся на приготовлении органической пищи. Если посмотреть меню, то можно видеть в каком хозяйстве произведена данная органическая продукция.

Таким образом, органическое земледелие дает массу возможностей для развития кооперации в нашей стране.