Глубоко копают: почему аграриям выгодно выращивать органическую продукцию

Глубоко копают: почему аграриям выгодно выращивать органическую продукцию

Рынок органических продуктов растет в разы быстрее, чем остальной фуд-ретейл. О том, почему аграриям выгодно развивать органический сегмент, несмотря на высокие риски, рассказали в компании SBS Consulting

К 2020 году мировой рынок органической продукции вырастет на 16% и составит €143 млрд, говорится в отчете SBS Consulting. По словам экспертов, рост потребления органической продукции в два раза превышает темпы роста продовольственного рынка в целом. С полной версией исследования можно ознакомиться в виджете в конце статьи.

Принцип органического земледелия подразумевает удобрение земли, борьбу с сорняками и вредителями исключительно натуральными веществами и методами. Также органическое земледелие подразумевает отказ от выращивания генетически модифицированных видов.

Краткие выводы исследования

Лидер среди стран по потреблению органической продукции — США — занимает около 43% рынка. В пятерку лидеров также входят Германия (11%), Франция (9%), Китай (8%) и Канада (3%). На эти страны приходится более 70% рынка органической продукции в мире.

Лидерами по объему потребления на душу населения считаются страны Евросоюза. Именно здесь люди стремятся добавлять в рацион здоровые продукты и готовы за это переплачивать — аналогичный товар, произведенный традиционным способом, на 30–40% дешевле. По словам экспертов, потребление еще далеко от насыщения, этот рынок будет расти, так как себестоимость органической продукции будет снижаться.

Почему органика выгодна для российских аграриев

Спрос на органическую продукцию в разы превышает предложение. Благодаря этому поддерживается и высокая премия к цене: в России она достигает 300%.

В России спрос на органическую продукцию растет быстрее общемирового — на 23% в год. Несмотря на такие темпы, на долю органик-продукции в России приходится пока только 0,1% всего продовольственного рынка страны. Как отмечается в исследовании, только 1% россиян покупают органические фрукты и овощи. Эксперты ожидают дальнейшего роста этого сегмента.

Развитие органического земледелия может быть выгодно российским предприятиям благодаря следующим факторам:

  • Органическая продукция обладает высокой маржинальностью
  • В России низкая стоимость трудовых ресурсов. Благодаря этому отечественные производители могут быть высококонкурентны на международных рынках
  • В России представлено большое количество недорогих удобрений
  • Логистически Россия находится намного ближе к рынку Европы, чем Китай
  • Россия обладает высоким экспортным потенциалом — уже сейчас каждый третий производитель является экспортером

Что сдерживает развитие органического земледелия

  • Высокие риски, связанные с зависимостью урожая от природных условий
  • Массовый спрос на более дорогую продукцию локализован только в развитых странах
  • Необходимость в инвестициях. Для органического земледелия необходимы другие навыки работы сотрудников и другая техника
  • Нехватка семян и посадочных материалов. В России доля импортных семян для органики составляет 30–90%
  • Нехватка квалифицированных кадров
  • Слабая поддержка со стороны государства
  • До 2010 года главным фактором, ограничивающим развитие рынка, был низкий темп ввода земель под органическое земледелие — их просто не было. К 2017 году уже 1,4% всех мировых пашень было отдано под органическое земледелие. В ряде стран доля таких земель достигает 10% от всех сельхозугодий.

Ознакомиться с исследованием SBS Consulting "Перспективы развития органического сельского хозяйства в России" можно по ссылке