Не купиться на липу: как работает новый тематический портал Госстандарта для потребителей

Не купиться на липу: как работает новый тематический портал Госстандарта для потребителей

Государственный каталог продукции. В нашей стране уже много лет существует такой информационный ресурс, где систематизированы сведения о 78 000 видов продукции и услуг 12 000 предприятий. Но год назад Правительство выступило с инициативой: необходимо создать интегрированный ресурс, на котором была бы информация не только о товарах, изготавливаемых в стране, но и об их качестве. В итоге Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС) по поручению Госстандарта разработал такой портал.

Все для удобства 

Конструкция ресурса качество.бел очень проста. Это тематические разделы, каждый из которых имеет свою простую и понятную систему поиска и группировки информации. Портал адаптирован для работы с мобильными устройствами. Одна из главных задач, которая стояла перед разработчиками, — сделать специализированную информацию понятной и доступной любому пользователю. Важно, чтобы пользователи, которые не являются специалистами в области стандартизации, сертификации и управления качеством, увидели результаты этой деятельности применительно к себе, отмечает директор БелГИСС Александр Скуратов.

— Сегодня у потребителя есть спрос на информацию о качественной продукции. У нас есть тематические разделы, в которых собрана информация об изготовителях и продукции, которые получили право наносить соответствующую маркировку. Это знаки «Натуральный продукт», республиканских конкурсов в области качества — премии Правительства за достижения в области качества, «Лучшие товары Республики Беларусь», а скоро и «Органический продукт». ...

Польза для бизнеса

Безусловно, такой портал полезен не только потребителям. Например, крупные торговые сети могут на основе информации из реестра опасной продукции интегрировать ее в собственные информационные системы. И, соответственно, когда маркетинговые службы работают над тем, чтобы заключить договоры, могут понимать, с каким товаром лучше не иметь дела… Выгода есть и для производителей.

— Сейчас информация из этого портала активно внедряется в систему госзакупок. Реализуются совместные пилотные проекты на электронных торговых площадках Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен и Белорусской универсальной товарной биржи. Соответственно, мы планируем, что изготовитель сможет получать оперативные автоматические уведомления о размещаемых конкурсных предложениях по изготавливаемой им продукции и упрощенный доступ к системе госзакупок. Ему достаточно разместить информацию в Государственном каталоге продукции, и далее она будет встраиваться в электронные процедуры торговых площадок, — подчеркивает директор БелГИСС. — Информация, которая предоставляется на ресурсе, — это официальная информация, она актуальна и достоверна. И в целом, если субъект хозяйствования, его службы снабжения и маркетинга или потребитель захотят узнать, изготавливается ли та или иная продукция в стране, кто ее выпускает, какими характеристиками и свойствами она обладает, то портал предоставит такую информацию по поисковому запросу. Это — содействие продвижению отечественных товаров.

В Национальной системе подтверждения соответствия еще нет ни одного производителя, который бы завершил процедуру добровольной органической сертификации.
SB.BY

Натуральность в тренде 

Следует отметить, что ресурс становится более визуальным, на нем появляются изображения продуктов, которые, например, заслужили право маркировки знаком «Натуральный продукт». Сегодня им обладают 44 изготовителя, которым выдано 110 сертификатов. Такой знак можно встретить на молочных продуктах, минеральной и питьевой воде, соках, полуфабрикатах из мяса птицы. 

Уже подготовлена платформа и для органических продуктов. Данное направление страна поддержала в прошлом году вступлением в силу Закона «О производстве и обращении органической продукции». Ежегодно в мире становится на 15 процентов больше потребителей, желающих покупать такие продукты. Начальник отдела по подтверждению соответствия продукции и лицензированию БелГИМ Елена Булавина рассказала, когда появится информация о таких производителях на тематическом ресурсе:

— Органический продукт — это продукт, который выращен без применения химических веществ, добавок и с минимальной нагрузкой для окружающей среды. На сегодняшний день в стране аккредитовано два органа по подтверждению соответствия органической продукции: НПЦ по продовольствию НАН и БелГИМ. Причем наш институт может проводить работы по сертификации органической продукции и процессов ее производства по всем возможным категориям. В стране утверждены государственные стандарты, определяющие требования и правила производства органических продуктов, установлены правила их маркировки. Этого достаточно, чтобы удовлетворить потребности всех заявителей в стране. Также есть лаборатории, выявляющие наличие химических загрязнителей в продуктах. Пока что в Национальной системе подтверждения соответствия еще нет ни одного производителя, который бы завершил процедуру добровольной органической сертификации. Дело в том, что, чтобы выполнить требования по подтверждению соответствия органической продукции, надо соблюсти переходный период, по истечении которого можно заявляться на сертификацию и подтверждать соответствие органической продукции. В стране есть производители, которые ранее заявлялись на соответствие органической продукции в других странах. Их около 20. Мы рассчитываем, что после завершения определенных процедур они подтвердят свое соответствие национальным требованиям. Сейчас 4 предприятия проходят переходный период. 

В течение 2020 года портал качество.бел будет наполняться и дополняться новыми функциями и компонентами.