ЗЕЛЕНЫЙ МАРКЕТИНГ VS ОРГАНИЧЕСКОЕ

ЗЕЛЕНЫЙ МАРКЕТИНГ VS ОРГАНИЧЕСКОЕ

Все чаще в наших холодильниках оказываются продукты с маркировками «био», «эко», «натуральный» или «фермерский». По закону производители могут нанести на упаковку любые «экологичные» слова, но в большинстве случаев это маркетинговый прием, или гринвошинг — «зеленый камуфляж».

Как не попасть в эту ловушку и купить то, за чем пришли — качественные органические продукты? Эксперты рассказали, как сделать правильный выбор.

Что такое органический продукт

Спрос на органические продукты за последние годы в России, по данным Национального органического союза, вырос за 10 лет с 63 миллионов евро в 2010 году до 195 миллионов евро в 2020 году, но некоторые покупатели до сих пор не знают, что именно кладут в продуктовую корзину.

Органика — это не маркетинговый ход, а строгие производственные стандарты: животные должны содержаться свободно, питаться только чистой травой и кормом, а в их лечении и разведении не применяются искусственные препараты.

Елена Яшаева
генеральный директор агрохолдинга «АгриВолга»
 
QR–код — это хорошая защита рынка от фальсификата, а потребитель с помощью QR–кода получает всю информацию о товаре. Если навести камеру своего мобильного телефона на QR–код, то попадаешь на сайт Минсельхоза РФ в реестр производителей органической продукции, которые получили официальный российский сертификат.
Сырье, из которого сделан органический продукт, не содержит антибиотиков, а в их корме нет химических компонентов.
Второе, на чем базируется органическое законодательство, — это экология. Производство должно причинять минимальный вред окружающей среде, и в процессе не используются пестициды: земля в этом случает работает не как машина, а как живой организм. В почве и воде есть большое биоразнообразие, и органические предприятия его не затрагивают.
Третье — это гуманное отношение к животным. Животные в сельском органическом хозяйстве живут, как на свободе. Они в любой момент выходят на пастбища и питаются, когда захотят.
 
Бренд «Углече Поле» агрохолдинга «АгриВолга» маркирует свою продукцию в соответствии с органическим законодательством: QR-кодом и зеленым значком в виде листа, где написано слово «органик» на русском и английском языках.
 
Органика — это не маркетинговый ход, а строгие производственные стандарты: животные должны содержаться свободно, питаться только чистой травой и кормом, а в их лечении и разведении не применяются искусственные препараты.
 
Почему продукты без химии и добавок вкусные
Технология органического производства позволяет сохранять вкус, запах и цвет продукта без добавок. Агрохолдинг «АгриВолга» один из первых начал производить в России органические продукты питания — развивает органическое молочное и мясное животноводство.
 
Елена Яшаева
генеральный директор агрохолдинга «АгриВолга»
 
Производство органического продукта должно контролироваться от поля до прилавка магазина всеми, кто участвует в этой цепочке. Мы эту цепочку полностью замкнули: наша земля, наши животные, наши технологии, наша переработка и наша доставка. Мы всё контролируем.
Вкус молока зависит от питания коровы. На наших предприятиях животные кормятся на чистых лугах. На зиму здесь заготавливают разнотравие и зерносенаж, сочный корм из недоспелых зерновых культур, которые после косьбы готовят путем ферментации. По СанПиНу нельзя пастеризовать молоко при температуре ниже 70 градусов: есть риски заражения кишечной палочкой. Если увеличить эту цифру до 80 градусов, то погибнут все полезные бактерии. Продукт становится безопасным для употребления, но и менее полезным. После пастеризации при температуре свыше 90 градусов остается мертвая белая вода без необходимых организму элементов. Мы держим низкую степень пастеризации молока — до 74 градусов, в итоге сохраняем полезные бактерии и вкус натурального молока.
 
Сельскохозяйственный холдинг «АгриВолга», имеет огромный опыт генетической работы в органическом сельхозпроизводстве. На фермах агрохолдинга есть коровы мясной и молочной породы.
Одна из основных молочных пород в агрохолдинге — ярославская порода. Ярославка меньше болеет, ей надо проводить меньше профилактических мероприятий — как раз то, что необходимо на органической ферме. Вторая порода — джерсейская. Корова неприхотливая, а молоко у нее более жирное.
На основе отборного органического молока «АгриВолга» производит продукты, которые покупатели видят на прилавках Ярославского региона и Москвы: молоко разной жирности, кисломолочные продукты — кефир, творог, сметана, топленое молоко, ряженка, сливочное масло, а еще угурт — это разработанный холдингом кисломолочный продукт, схожий по свойствам с йогуртом, но органический.
 
Где купить настоящую органику
 
Чтобы позавтракать органическим творожком или сделать кашу на органическом молоке, не обязательно искать фирменные магазины производителей. Можно зайти в супермаркет или гипермаркет и там обнаружить полезности на полках.

Как же органические продукты от поставщиков попадают в линейку собственной торговой марки «Глобус Вита»?
 
Оксана Кушкаренко
руководитель отдела санитарного контроля гипермаркета «Глобус»
 
Качество и безопасность продуктов стоят для нас на первом месте. Особенно это касается товаров собственных торговых марок — здесь ответственность полностью ложится на «Глобус». При отборе продукта для ассортимента наших собственных торговых марок, проверяются два показателя — качество и безопасность. К первому относится соответствие продукта ожиданиям покупателя — вкус, запах, консистенция и прочие органолептические характеристики. По второму показателю оценивают отсутствие вреда для жизни и здоровья от употребления продукта.
Первый этап отбора, на котором как раз проверяется качество продукта, — дегустация. Комиссия представителей отделов закупок, продаж и контроля качества дегустирует образцы, предоставленные поставщиком. Участники дегустации заполняют опросник и ставят оценки по ряду показателей. На его основе принимается решение о дальнейшей работе с продуктом.
 
В случае положительного результата наступает этап аудита. Представитель аудиторской компании, по согласованию с отделом контроля качества, выезжает на производство для проверки. Проводя собственные аудиторские проверки, мы незамедлительно получаем полное представление о том, насколько производители выполняют требования по пищевой безопасности. Ключевой стандарт, на который ориентируется аудитор, — соответствие требованиям HACCP ISO 22000.
При аудите претендентов проводится углубленная и основательная проверка производственной площадки. Она проходит на основе методов наблюдения, анализа документов и интервью с персоналом. Аудитор проходит по производству, оценивает процесс изготовления продукции, отмечает возможные риски. Важно отметить, что аудит всегда проводится только на работающем в этот момент предприятии.

После успешного прохождения аудита поставщик предоставляет протоколы испытаний образцов продукта. Образец проходит испытания на соответствие требованиям технического документа, по которому он был произведен. На основе этих протоколов составляется паспорт продукта, подписывается договор поставки. Так на полках гипермаркета «Глобус» появляются товары под органической торговой маркой «Глобус Вита».
Продукт, претендующий выпускаться по маркой «Глобус Вита», должен разделять философию марки — идею заботы о собственном здоровье.
 
Что смотреть в составе органических продуктов
 
Кроме знака органики — зеленого листа, и двухмерного штрихового кода, с помощью которого можно получить информацию о производителе, важно еще обратить внимание и на состав органического продукта.
На товарах торговой марки «Глобус Вита» указан полный состав. Он написан шрифтом одного размера, и в нем обязательно указаны все ингредиенты. Они идут по порядку — от большего к меньшему — по содержанию в составе.
Органические товары, которые произведены в Европе и ввозятся в Россию, маркированы знаком соответствия «Евролист». Готовый продукт с такой маркировкой должен содержать не менее 95% сухого вещества, которое сертифицировано по органическим стандартам.
 
Как работает новый органический закон
 
С 1 января 2020 года в России вступил в силу закон об органической продукции. Он регламентирует, как должны производиться, храниться и маркироваться органические продукты.
 
Елена Яшаева
генеральный директор агрохолдинга «АгриВолга»
 
Эти стандарты схожи с действующими европейскими стандартами, но адаптированы под российское законодательство. Сертифицируют производителей негосударственные компании, и это вызывает у потребителей больше доверия. Надзор над ними производит государство.
А еще в рамках закона создан единый реестр производителей органической продукции, где можно в открытом доступе увидеть все предприятия, выращивающие органику.
 
Оксана Кушкаренко
руководитель отдела санитарного контроля гипермаркета «Глобус»
 
Сертифицирующие органы проводят аудит производства и подтверждают, соответствует или нет площадка действующим стандартам для выращивания и производства органической продукции.
Согласно закону, на упаковке товара теперь можно использовать слово «органический», а также любые сокращения и производные от него.