Как показывает общение и с производителями сельхозпродукции (фермерами), и с потребителями (читатели портала), огромные сомнения вызывает система органической сертификации, которая предусматривает получение российской маркировки «органик». Кто и как с 1 января 2020 года, когда закон о российской «органике» заработает, будет контролировать соответствие продукции российскому органическому ГОСТу? Как выстроена эта система, и как закон будет карать попытки фальсифицировать органическую продукцию – об этом разговариваем с исполнительным директором Национального органического союза Олегом Мироненко.
На западе существует строго выверенная система контроля органических хозяйств, и органов сертификации, которые эти хозяйства проверяют и дают заключение об их «органичности». В российском законе эта система описана? Как сделать так, чтобы она закрыла возможности для фальсификации?
- На западе эта система выстраивалась с 1982 года, за это время она устоялась. В Европе она выстраивалась по одним принципам, в США – по другим. Сегодня в европейских странах существуют и государственные органы сертификации, и негосударственные. Например, в Финляндии «органическую» сертификацию проводят государственные структуры, которые имеют четкую вертикальную систему подчиненности. В большинстве стран западной Европы работает негосударственная сертификация, которую контролируют национальные системы аккредитации, например, DAkkS в Германии. Их работу и работу сертификаторов в свою очередь контролирует Совет ЕС.
В России закон об «органике» только вступает в силу, система только создается. Сравнивать с зарубежными системами пока нет смысла. Система строится по аналогии с немецкой. Сертификацию проводят частные сертификационные компании, которые должны быть аккредитованы в Россаккредитации. Принцип аккредитации также аналогичный европейскому, т.к. за основу взят стандарт ИСО 17065 область аккредитации «Органическое производство», который описывает требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг.
Сегодня главная задача – обеспечить работу всех подзаконных актов, которые обеспечат работоспособность положений закона, в том числе систему аккредитации по ИСО 17065.
Сколько сегодня в России сертификационных центров, имеющих право проводить сертификацию на соответствие российскому органическому ГОСТу, как на практике будет проверяться добросовестность их экспертов? Многие говорят о большом потоке фальсификатов с российской маркировкой «органик», который может появиться на рынке после начала действия закона в январе 2020 года.
- К сожалению, на сегодня в соответствии с законом аккредитацию, позволяющую проводить сертификацию по органическому стандарту, прошел только один сертификационный центр – «Органик-Эксперт». Мне известно, что ряд сертификационных компаний готовятся пройти такую аккредитацию. Система проверки компаний, которые идут на аккредитацию, с Росаккредитацией отработана. Есть четкое понимание механизмов ее действия. В настоящий момент «Органик-Эксперт» проходит подтверждение соответствия компетенции, практически вторичную аккредитацию. Это тоже соответствует мировой практике. В рамках этой процедуры проверяется как сертификационный орган работал в течении года.
В целом, если говорить о создании всей системы аккредитации, многое уже сформулировано и понятно. Но есть и ряд новшеств, которые Росаккредитация хочет ввести в этом году. Например, есть предложение делегировать структурному подразделению Росаккредитации функцию контроля над работой сертификационных центров (которые будут давать разрешение компаниям ставить значок «органик»), собирая с них информацию о том, как проходили проверки, так и контролируя специалистов, которые эти компании нанимают. Именно Росаккредитация будет контролировать добросовестность работы эксперта, добросовестность работы сертификационной компании и выдачи ими сертификатов.
Сегодня в России формируется еще две системы контроля. Одна система создается при Минсельхозе РФ. Минсельхоз будет давать разрешение на внесение данных в реестр сельхозпроизводителей, в рамках этого процесса будет проверяться и прохождение аккредитации. Сертификационный центр будет обязан представить целый пакет документов, включая документ от Росаккредитации. Таким образом, Минсельхоз будет отслеживать, кто будет вносить данные в реестр производителей.
Второй уровень проверки – это профильные союзы. Национальный органический союз пристально следит за процессом. Недавний пример с сертификационной компанией «Дэкуэс», которая получила аккредитацию в Росаккредитации , но по другому ИСО, что после вступления закона в силу не давало бы ей право сертифицировать компании на производство органики. То есть компании, которые проходили бы у них сертификацию сейчас, с 1 января 2020 г. свои сертификаты потеряли бы. В итоге, у сертификационной компании «Дэкуэс», из области аккредитации убрали направление «органическое производство», и отозвали сертификаты у компаний, которые проходили сертификацию по российскому органическому ГОСТу через нее ранее.
Проблема выдачи фальсифицированных сертификатов соответствия российскому органическому ГОСТу сегодня существует. Есть ряд сертификационных центров, которые в переходный период, надеясь поймать рыбку в мутной воде, пытаются, не имея на это право в рамках вступающего в действие закона, выдавать такие сертификаты. Но после 1 января 2020 года, и с появлением к этому моменту четких инструкций для торговых точек, как должен выглядеть сертификат, как работать с базой органических производителей Минсельхоза РФ, ситуация изменится к лучшему. Тогда уже полученные незаконно сертификаты окажутся недействительными, и для производителя продукции процесс получения заведомо фальсифицированного сертификата станет просто пустой тратой средств: производитель с «неправильным» сертификатом не сможет попасть в реестр органических производителей, соответственно, его продукция не появится на полках магазинов как «органическая».
Какой орган по закону будет контролировать деятельность этих сертификационных центров, каковы методы контроля, профилактики коррупции и наказания за незаконно выданные сертификаты на соответствие российскому стандарту «органик».
- Основным контролирующим органом будет «Росаккредитация», немаловажная роль отведена Роспотребнадзору и Россельхознадзору. Методы контроля простые: если это проверка со стороны Роспотребнадзора, то он будет проверять продукцию на полке. Если во время лабораторной проверки в товаре будут обнаружены вещества, не характерные для органической продукции, то в сертифицирующий центр он будет направлять предписания об отзыве сертификата. Более того, у Роспотребнадзора есть право штрафовать таких производителей, согласно Административному кодексу за введение в заблуждение потребителя. Величина штрафа – от 100 до 500 тыс.рублей для юридических лиц. В кодексе предусмотрен целый ряд наказаний за такое нарушение, но сегодня задача состоит в том, чтобы Административный кодекс в этой части заработал.
В системе контроля задействован и Россельхознадзор, который имеет право проверять соответствие производственного процесса требованиям органического ГОСТА. Он, например, обнаруживает, что поля предприятия, получившего сертификат «органик», обрабатываются пестицидами. В этом случае он тоже имеет право потребовать у сертификационной компании отозвать сертификат у такого производителя.
В системе контроля добросовестности «органических» компаний будет важна роль профессиональных союзов. Если она не сработает, вся система контроля может дать сбой.
Среди немногочисленных российских компаний, прошедших органическую сертификацию в европейских центрах, существует скептическое отношение к российскому органическому ГОСТу, поскольку они считают, что он менее строгий, чем европейский аналог. Так ли это, и надо ли менять российский ГОСТ?
- Я бы не согласился с утверждением, что такие компании скептически относятся к российскому органическому ГОСТу. Например, у компаний HIPP, «Савинская Нива», «Экоферма Джерси», имевших европейский сертификат и прошедших сертификацию по российскому ГОСТу, он не вызывает сомнений и нареканий. Сейчас выработана четкая система относительно того, как можно осуществить переход с европейского на российский стандарт без потери времени на адаптацию (так называемый конверсионный период).
Здесь важно понимать, что с 1 января 2020 года российские компании, имеющие зарубежный органический сертификат и не прошедшие сертификацию по российскому органическому ГОСТу, не смогут в России реализовывать свою продукцию как органическую. Пока российский ГОСТ эквивалентен европейскому на 75-80%, есть моменты, которые в российском ГОСТе уступают европейскому, есть моменты, которые строже. Сегодня работа по совершенствованию ГОСТа продолжается, мы получили замечания от IFOAM International , с которыми мы согласны и готовы внести в стандарт. эти замечания в ГОСТ внесены. Например, расширен глоссарий, введён раздел «Управление экосистемой», введён запрет на использование наноматериалов в упаковке, уточнены требования по использованию некоторых минеральных удобрений, к семенному материалу и т.д. Сегодня идут технические согласования обновлённой редакции со странами СНГ и IFOAM International. Мы надеемся, что данные согласования изменений в ГОСТе произойдут не позднее конца 2019 года. После окончания всех согласований и включения нашего ГОСТа в перечень стандартов, признаваемых IFOAM, будет запущен вопрос взаимопризнания с Европой. К сожалению, этот процесс не только вопрос взаимопризнания систем стандартизации и сертификации, но и вопрос политики, и здесь прогнозы строить сложно.
Как победить большое недоверие к российскому закону об «органике» и у потребителей, и у производителей сельхозпродукции в России?
- Сделать это можно только одним способом – заставить его работать так, как он должен работать. Если все участники рынка увидят, что система работает, что четко действует система наказания за фальсифицирование , что органические российские сертификаты и российская органическая продукция не хуже европейской, тогда потребитель захочет покупать этот продукт.
Что касается производителя, когда он увидит, что европейцы признают наш стандарт, то для него не будет иметь значения, где сертифицироваться – в России или в Европе. После прохождения процесса взаимного признания стандартов, российский продукт, прошедший органическую сертификацию в России, сможет свободно продаваться и за рубежом.
Мы прекрасно понимаем, что потребителю потребуется больше времени, чем производителю, чтобы поверить в то, что закон реально работает. Речь идет о 3- 5 годах, при условии, что закон реально заработает.
Беседовала Елена Пустыгина
Недоверие к закону об органике уйдет, когда он реально заработает.
Дата: 4 апреля, 2019
Источник: Вокруг Москвы