Олег Мироненко: Прежде чем выходить на зарубежный рынок органической продукции, нужно освоить свой

Олег Мироненко: Прежде чем выходить на зарубежный рынок органической продукции, нужно освоить свой

На Первой международной конференции по цифровизации сельского хозяйства и органическому производству Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза РФ, заявил, что на данный момент производителям органической продукции нужно развивать органическое сельское хозяйство прежде всего для внутреннего рынка, где нужно завоевать доверие покупателей, а уж потом выходить на экспортные продажи, пишет The DairyNews.
 

В своем выступлении спикер рассказал о состоянии зарубежных и отечественных рынков органической продукции и перспективах развития органической отрасли в России.

По словам руководителя, мировой органический агробизнес за последние 20 лет развивается достаточно активно, что стало особенно заметно во время пандемии, когда люди стали более внимательно следить за своим здоровьем. Если, как предполагалось раньше, рынок мировой органической продукции будет расти со скоростью 10-12% в год, то показатели прошлого года установили рекорд – среднее увеличение до 30%. Так, например, в Великобритании объемы производства увеличивались в год на 4%, то в этом 30%. Аналогичная ситуация во всех странах ЕС.

- С 2010 года появилась устойчивая тенденция к тому, что большинство стран потребителей органической продукции – США, ЕС, Япония и Китай не могут обеспечить себя полностью собственными органическим продуктами, о чем они публично заявили – подчеркнул эксперт. – Например, в Германии в 2020 году съели 15 млрд евро органических продуктов, а сами произвели только 2 млрд евро, следовательно продукции на 13 млрд евро было ввезено. Тоже и в других странах ЕС. Причиной в том, что развитые страны не могут полностью обеспечить себя органическими продуктами, стало отсутствие необходимых ресурсов – земли, воды и воздуха. Поэтому вышеназванные страны обратили свое внимание на Центральную Африку и Южную Америку. Но кроме необходимых ресурсов там отсутствуют инновации, которые сейчас применяются в органическом сельском хозяйстве.

Как сообщил спикер, тот же ЕС стал развивать международную торговлю органическими продуктами с постсоветскими территориями. Активно к этому «подключились» Украина и Казахстан, который увеличил объемы экспорта в Европу на 70%, и поднялся в этом сегменте с 22 места на десятое.

- К сожалению, Россия оказалась в минусе, потеряв часть европейского агрономического рынка, - считает руководитель. - Но при всем этом экспортные поставки на сегодняшний момент все же есть.

Согласно приведенным данным, сейчас в мире под органику обрабатывается 70 млн га земли, из которых 16% - пашня, а именно она дает основной прирост продукции, которая присутствует на международном органическом рынке. Как подсчитали специалисты, с 1 млн га пастбища получают органической продукции примерно на 300-350 млн €, а 1 млн пашенных земель дает продукции почти на 2 млрд €.

- Такого количества брошенных пахотных земель как в России нигде нет, - сказал эксперт. – С одной стороны для отечественного органического бизнеса это плюс. Но существуют и другие моменты: во-первых, нас с вами не ждут на мировом рынке органической продукции с продукцией глубокой переработки,  во-вторых, все, что мы можем сегодня поставить на внешние рынки  сегодня – это сырье на 20-40 млн €. О производстве на экспорт продукции глубокой переработки практически речи не идет.

Исполнительный директор привел свои аргументы в пользу развития внутреннего органического бизнеса, сравнив отечественные и экспортные цены на органическое молоко, средняя стоимость которого в ЕС 1,1 € за один литр при себестоимости отечественного - 72 руб. Следовательно, поставлять молоко за рубеж российским производителям не выгодно. С другой стороны на полках магазинов в Москве и Санкт-Петербурге стоимость органического молока приблизительно 1,5 €. 

- Считаю, что нужно обратить внимание на внутренне потребление, - заявил спикер. - Несмотря на пандемию, когда мы были ограничены в поставках по стране, продажи органической продукции росли достаточно активно. Так фирма «Глобус», открыв органическую полку, показала в 2020 году рост по продажам органики 154%, рост ассортимента - 114%. Однако полка заполнена в основном импортной органической продукцией. Своего ассортимента мало, и это связано с тем, что в органическом бизнесе работают одни старички, которые наращивают производство, а новых компаний практически не появилось. Мы имеем колоссальный ресурс, но не имеем новых компаний, приходящих на этот рынок.

По словам эксперта, в ближайшее время в органической отрасли АПК ожидается рост продаж приблизительно на 20-30%, что связано с вступлением в силу с 1 января 2020 года Федерального закона №280 «Об органической продукции и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ от 3.08.2018».

- Мы возлагаем большие надежды на этот закон, - заключил эксперт. - Но есть еще важный момент, который связан с доверием потребителей к российским органическим продуктам. Пока его нет. Поэтому, я считаю, приоритетным направлением на сегодняшний день – развитие внутреннего рынка органической продукции, а уж потом выход на внешний.



Подробнее читайте на © DairyNews.ru   https://www.dairynews.ru/news/oleg-mironenko-prezhde-chem-vykhodit-na-zarubezhny.html