«Органическое сельское хозяйство и агротуризм: вызовы и перспективы в России»

«Органическое сельское хозяйство и агротуризм: вызовы и перспективы в России»

Автор: Олег Мироненко

Введение


В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова слово «аграрный» латинского происхождения и буквально переводится как «земельный», «связанный с землепользованием». Всемирная туристская организация (UNWTO) определяет туризм как «…поездки и пребывание человека в местах, находящихся за пределами его повседневной окружающей среды, длительностью не более одного года для отдыха, бизнеса и других целей». Словосочетание «аграрный туризм» (агротуризм), таким образом, означает «земельный туризм» или путешествие к сельским местам, не связанным для человека с каждодневной, обыденной деятельностью, и приобщение к сельскому образу жизни.
Агротуризм существует не одно десятилетие. Родоначальником агротуризма в Европе можно считать Австрию, благодаря развитому сельскому хозяйству и живописным альпийским пейзажам с маленькими деревушками. Считают, что агротуризм начал своё развитие в Европе в первой половине 19 века, почти 200 лет назад. Это было ознаменовано открытием во Франции 1-й ассоциации агротуристов Agricolture et turisme.
Не одно десятилетние в Италии, Испании, Франции, Греции развивается агротуризм, и эти страны выступают сегодня основными законодателями моды в сегменте мирового агротуризма, здесь развита огромная сеть частных сельских гостиниц, созданы тысячи различных туристических аттракционов, разработаны сотни маршрутов. Однако хотелось бы отметить, что в странах Европы основной пик в развитии агротуризма совпал со временем развития органического сельского хозяйства.

Что такое агроэкотуризм?


Из всего сельского туризма в последнее время наибольший рост показывал агроэкотуризм, как ведение туристической и сельскохозяйственной деятельности крестьянскими или фермерскими хозяйствами в соответствии с принципами устойчивого развития, которые предусматривают методы органического производства.

Рис.1. Некоторые факты развития аграрного туризма и органического с.х.

Именно поэтому из всего сельского туризма в последнее время наибольшее развитие получил агроэкотуризм, как ведение туристической и сельскохозяйственной деятельности крестьянскими или фермерскими хозяйствами в соответствии с принципами устойчивого развития, которые предусматривают методы органического производства.
Итак, агроэкотуризм — отдых в крестьянской семье, которая занимается сельским хозяйством органическими (биологическими) методами (в хозяйствах, которые имеют соответствующие сертификаты или находятся в процессе экологического перепрофилирования)
В развитых странах Европы такой вид туризма весьма популярен и занимает одно из ведущих место после пляжного.
Главная цель агроэкотуризма - пропаганда ведения сельскохозяйственного производства крестьянским хозяйством органическими методами и развитие таких форм туризма, которые непосредственно связаны с благоприятной природной средой, что позволяет на этой основе организовывать активный, познавательный отдых и при этом не вызывать вредных изменений в окружающей среде.

Исследования показывают, что при выборе места агроэкотурист при принятии решения основывается на информации о:
1. комфортности размещения и гостеприимстве хозяев;
2. благоприятной экологической ситуации в месте размещения;
3. питании национальными блюдами из органических (натуральных) продуктов;
4. обеспечении досуга, включающего, контакт с животными, приобщение к сельскому образу жизни, знакомство с местными традициями и ремёслами.

 

Рис.2. Важно ли для Вас как агротуриста, что принимающая сторона ориентирована на сохранение окружающей среды? (исследование РМАТ)

Особые признаки агроэкотуризма


Среди других видов туризма можно выделить следующие особые признаки агротуризма:
- он является активной формой детального познания органического земледелия, характеризуется биологическими особенностями выращивания сельскохозяйственных культур;
- придерживается гармонии природных экосистем и культурных особенностей местных сообществ;
- приносит финансовые средства для эффективной охраны природного наследия и приносит реальные общественно-экономические пользы крестьянскому хозяйству и местной общности.

Перечисленные признаки агроэкотуризма позволяют выявить взаимозависимости между причиной его возникновения (средства производства, природы, материальной и духовной культуры) и целями развития этой формы путешествия (охрана природы, сохранение культурного наследия и улучшения уровня жизни коренных жителей региона),
В отличие от Европы, в СССР отсутствовало частное фермерство и движение за органическое сельское хозяйство, поэтому развитие агроэкотуризма было затруднено ввиду отсутствия индустриальной и правовой базы. Поэтому агроэкотуризм в России — это эволюция дачного отдыха советского периода в сельский туризм западноевропейского типа, который в будущем, возможно, будет стандартом национального отдыха (домик в деревне, сенокошение, рыбная ловля, собирание ягод и грибов и др.).

В истории развития российского сельского туризма были периоды, когда его масштабы достигали значительных размеров, хотя он не назывался туризмом, и форма была достаточно примитивной – аренда дач. В предвоенные и, особенно, в послевоенные годы горожане снимали дачи на все лето, переезжали в дома к сельским жителям, сами организовывали питание, и часто оказывали сельчанам посильную помощь.
Только, когда в конце 1960–1970-х гг. получение горожанами собственных садовых участков приобрело массовый характер, аренда дач заметно снизилась. Сейчас ситуация изменилась, многие горожане, не имеющие, и даже имеющие дачи, хотят путешествовать, в том числе и в сельскую местность, особенно, если там есть природные и/или историко-культурные объекты, о чем свидетельствуют проводимые среди потенциальных потребителей опросы. Но сейчас изменились и требования к отдыху: экологии, качеству мест проживания, организации питания, спектру дополнительных услуг (общению с животными, прокату велосипедов, лодок, рыболовных снастей, организации экскурсий, участия в сельских праздниках и т.д.).

Постепенное развитие российского предпринимательства в сельской местности позволяет им занять и свой сегмент в отечественном рынке туризма, взяв за основу опыт европейских предпринимателей.
Хотелось бы отметить, что активное развитие органического сельского хозяйства в России началось только в 2007 году, а закон «Об органической продукции» вступил в силу с 1 января 2020 года. Поэтому среда органических предпринимателей, только формируется, и сейчас их количество чуть более 150 (0,4% от всех сельхоз производителей в РФ). Пока они не оказывают существенное влияние на развитие агротуризма. Однако уже в ближайшее время ожидается существенный рост сектора (планируется, что будет появляться не менее 200 производителей ежегодно), что повлияет и на развитие агроэкотуризма (так, как это произошло в Европе).

 

Рис.3. Количество сертифицированных органических производителей в РФ


Также необходимо отметить, что когда мы говорим об органических производителях, то мы подразумеваем тех, кто имеет органические сертификаты. Однако многие фермеры, занимающиеся аграрным туризмом, пока не видят необходимости на этом этапе в сертификации (из-за уровня её развития и определенной дороговизны), т.к. это не даёт им никаких преимуществ для привлечения туристов, хотя уже сейчас при производстве продуктов питания они используют многие органические технологии, т.к. понимают, что туристы к ним не поедут, если они будут применять активно синтетические удобрения или содержать животных в плохих условиях.
На сегодняшний момент доля российского сельского туризма в структуре внутреннего туризма составляет всего 2 %, а туристический потенциал России в сфере сельского туризма используется крайне мало, в то время как мировая практика констатирует средний рост сектора агротуризма на 6 % в год.

 

Рис.4. Структура с.х. бизнеса в Европе и России


Для того, чтобы она составила хотя бы 10–20%, необходимо максимально заинтересовать сельских жителей. Сейчас наиболее популярными для туристов объектами являются фермерские хозяйства горожан, переехавших в село и создавших благоустроенную комфортную среду, соответствующую городским условиям. Но таких ферм очень мало. Популярны также частные сельские гостиничные комплексы, в которых местные жители соседних деревень получают рабочие места. Эту деятельность можно оценить только положительно, но она не отвечает интересам сельчан и слабо способствует возрождению исчезающей деревни. Чтобы заинтересованность была выше, нужно, как представляется, идти по пути французских властей, предлагать создание гостевых домов непосредственно в сельских подворьях, на фермах, создавая условия для их развития.

 

Рис.5. Структура внутреннего туризма в России (в %) (данные Ростуризма)

Статистика и экономика аграрного и агроэкотуризма в России


Сегодня единой статистической информации по объектам аграрного туризма в России нет. Поэтому данные из различных источников сильно разнятся.
По данным Институт анализа инвестиционной политики по состоянию на конец 2019 года в стране функционировало около 4500 сельских объектов размещения туристов, из них 3500 сельских гостевых домов и около 1000 агротуристических ферм. Таким образом, количество объектов размещения агротуризма составляло только 22% от общего предложения размещения в сфере сельского туризма. Согласно экспертному мнению, сегодня процентное соотношение зарегистрированных средств размещения к теневым составляет более чем 1 к 3 (среднее значение по стране). Таким образом, по предварительной оценке экспертов, предполагается, что реальное количество функционирующих гостевых домов в стране – около 20 000.
Несмотря на то, что органическое движение только зарождается в России, представители сектора активно включились в создание объектов агроэкотуризма. Порядка 20% сертифицированных органических ферм принимают у себя туристов.

 

Рис.6. Примеры органических ферм, развивающих агроэкотуризм

По данным Минсельхоза РФ, сейчас лидерами по развитию агротуризма можно назвать южные и центральные регионы страны. На юге интерес для агротуристов представляют виноградники и винодельни, чайные плантации, садоводческие хозяйства, пасеки, рыбные хозяйства, многоотраслевые фермы. Объектами туризма в центре страны являются животноводческие хозяйства, конные клубы, пасеки и сыроварни.
Российский сервис бронирования жилья для отдыха и путешествий Tvil.ru опросил в 2019 г. пользователей социальных сетей и выяснил, какие регионы страны самые лучшие для агроэкотуризма туризма.
Самым лучшим, по мнению туристов, регионом для такого туризма, являются Республика Крым и Севастополь: за этот регион проголосовало 29,73%.
В пятерку самых лучших регионов для агроэкотуризма также вошли Алтайский край и Республика Алтай (16,22%), Башкирия (14,86%), Краснодарский край (12,16%) и Республика Карелия (10,81%).
Усредненный социально-экономический портрет хозяина/владельца объекта агротуризма в России (по мнению экспертов в сфере сельского туризма):
1. Семейная пара – 50%, женщина – 40%, мужчина – 10%.
2. 45-60 лет.
3. В 40% случаев – коренные жители села, в 60% – приезжие (из города или других регионов).
4. В подавляющем большинстве случаев дело является семейным, в работе по приему гостей участвуют члены семьи, в том числе взрослые дети.
5. В 70% случаев дело является дополнительной занятостью, в 30% это – основной вид деятельности.

 

Рис.7. Какую сумму готов потратить агротурист в день ( в руб., в ценах 2019 г) (данные РМАТ)

При средней загрузке гостевого дома в 20-22% по году, среднем чеке за размещение и питание в 2000 рублей/сутки, средней продолжительности пребывания 2-3 суток, суммарный годовой доход зарегистрированных сельских гостевых домов в стране достигал в 2019 г. примерно 2 млрд рублей. Общий доход рынка гостевых домов в России, по оценкам экспертов, составляет около 8 млрд рублей в год. Иных объектов сельского туризма (ремесленных домов, мастерских промыслов и ремесел, сельских «музеев традиционного быта», сельских маршрутов, объектов показа, интерактивных программ и т.д.) – около 10 млрд. И т.д.
По подсчетам экспертов, уже в ближайшее время рентабельность сельского туризма в России может составлять 15-30%, а потенциальный финансовый эффект в общенациональном масштабе может достигать 30 млрд руб. в год.
Зампредседателя правления Россельхозбанка Денис Константинов на форуме Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» в ноябре 2020 г. оценил общий потенциал рынка агротуризма на базе фермерских хозяйств к 2030 г. – до 55 млрд руб. ежегодно, если развивать инфраструктуру и маркетинг сельских территорий.

 

Рис.8. Ожидаемая динамика роста выручки от аграрного туризма, 2016-2030 г., в млрд. руб.


Согласно данным органов исполнительной власти субъектов, отвечающих за развитие внутреннего и въездного туризма, количество туристов, посетивших объекты сельского туризма за 2018 и 2019 год, составляло порядка 8 млн человек в год. Средняя продолжительность посещения: 1-3 ночевки.

По информации Федерального агентства по туризму, общее число внутренних туристов до пандемии по России составляло 36 млн человек.

Согласно исследованию Высшей школы экономики, потенциально 41,6 млн человек заинтересованы в отдыхе внутри страны сегодня.
При этом только 20–22% путешествующих по России посещают объекты сельского туризма, говорится в исследовании «Текущее состояние сельского туризма в России. Выявление проблем и перспектив развития» (2019 г.), выполненном Агентством развития сельских инициатив (АРСИ).

 

Рис.10. География туристов, посещающих объекты агротуризма в РФ (в %) (данные РМАТ)

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке