Москва. 25 июля. ИНТЕРФАКС - Вступление принятого в среду Госдумой закона об органическом производстве в силу требует масштабной подготовительной работы. Именно поэтому его введение отнесено на 1 января 2020 года, считает исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко.
"Как при переходе с классического на органическое производство необходим переходный, или конверсионный, период, так он необходим и для перехода от существующей модели развития органического сельского хозяйства к новой, регламентируемой принятым законом", - заявил О.Мироненко "Интерфаксу".
По его словам, в ходе подготовки документа обсуждались варианты от одного до трех лет, остановились на годе подготовки.
"Во-первых, это время понадобится производителям органики, которые без переходного периода в будущем году могли оказаться вне закона, - сказал он. - Дело в том, что сертификация проводится тогда, когда на полях нет снега. До момента окончательного принятия закона, а это, скорее всего, будет осень 2018 года, сертификация у производителей уже закончится по тем вариантам (евролист, американский NOP или российский стандарт), которые они выбрали в начале года. Следующая сертификация будет лишь через год".
"Теперь есть срок - и производители спокойно доработают по действующим сертификатам, а в следующем году пройдут сертификацию в рамках принятого закона", - пояснил эксперт.
Время перехода к новому закону понадобится и для сертификаторов. "Сейчас в России есть только одна сертификационная компания, прошедшая российскую аккредитацию в соответствии со статьей 5 принятого закона, - это "Органик эксперт", - сообщил О.Мироненко. - Ее опыт прохождения аккредитации говорит о том, что этот процесс может занять до девяти месяцев. Таким образом, после принятия закона у любой сертификационной компании будет достаточно времени для прохождения аккредитации. Это также создает условия для появления новых сертификационных компаний в сфере органического производства".
Кроме того, вступление закона в силу в 2020 году позволит в спокойном, конструктивном варианте сформировать программы поддержки и развития органического сектора. "Запуск этих процессов в 2019 году создал бы определённый хаос в бюджетном процессе, поскольку ко времени принятия закона на всех уровнях бюджетный процесс и процесс формирования региональных и федеральных программ уже закончится", - сказал он.
Как сообщил О.Мироненко, в связи с принятием нового закона будут внесены изменения в закон "О развитии сельского хозяйства" и в ряд других законодательных актов. "Так что юристам и законодателям тоже понадобится время", - добавил он.
По его словам, немало времени также потребуется и для согласования российских стандартов с мировым сообществом.
Член комитета Госдумы по контролю и регламенту Виктор Карамышев обратил внимание на то, что в законе появилась норма, закрепляющая за производителем право размещать на своей продукции не только специальный графический знак, но и надпись единого образца. "Сейчас все, кому не лень, пишут на упаковке "органика", "био", "экологически чистый продукт", "задирают" на такую продукцию цены - а из чего она на самом деле произведена, никто не знает. После вступления закона в силу те, кто будет незаконно называть свою продукцию органической, будут нести административное наказание", - сказал он.
При этом депутат напомнил, что за нарушение порядка маркировки продукции КоАП предусматривает штраф для должностных лиц от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, для юридических - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. "Если же был нанесен вред жизни или здоровью людей, то штрафы увеличиваются до 30-50 тыс. и 700-1000 тыс. рублей соответственно", - сказал он.
Как сообщалось, право наносить маркировку и специальный знак получат только те производители, которые находятся в специальном реестре производителей органической продукции, и если их продукция прошла проверку на соответствие правилам производства такой органической продукции.
Единый реестр производителей органической продукции будет вести в электронном виде Минсельхоз.
Закон вводит требование запретить производство органической продукции на том же оборудовании, что и обычной продукции, а также смешивать органические и неорганические продукты при хранении и транспортировке. Запрещается использовать упаковку, потребительскую и транспортную тару, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе использовать поливинилхлорид (ПВХ, используется для производства труб и оконных профилей) для упаковки, потребительской и транспортной тары.
Он также вводит запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов - за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в РФ национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции. Запрещается также использовать трансплантацию эмбрионов, клонирование и методы генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, а также продукцию, изготовленную с использованием генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов. Производство органической продукции также несовместимо с гидропонным методом выращивания растений.
По данным Международной федерации экологического земледелия на 2015 год, в мире под органическое сельское хозяйство было задействовано 43 млн га земель сельхозназначения.
За последние 15 лет мировой рынок органических продуктов вырос почти в 5 раз - с $18 до $82 млрд - и сегодня составляет 10% от общего объема мирового рынка продовольствия. По прогнозам экспертов, к 2022 году рынок органики превысит $200 млрд.
По данным Национального органического союза, в настоящее время 179 стран мира развивают органическое сельское хозяйство, в нем занято более 2 млн производителей. 89 стран имеют собственные законы в сфере производства и оборота органической продукции. Ежегодный прирост производства составляет 12-15% в год, и, по прогнозам, такие темпы сохранятся до 2025 года.
Россия занимает 0,2% от мирового рынка органических продуктов, но имеет большой потенциал для расширения их производства.
По оценке Минсельхоза, в настоящее время в РФ имеется более 10 млн га, которые могут быть введены в оборот. Большая часть из них - это земли, пригодные для органического земледелия, в них долгое время не вносились минеральные удобрения.
Выступая в начале года на заседании правительства, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что Россия может занять от 10% до 25% на рынке органических продуктов.
Служба финансово-экономической информации