1 января 2020 года на территории Росси заработает Федеральный закон N 280 "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (О производстве органической продукции). Закон подписан Президентом полгода назад, но до сих пор порождает много вопросов у нас с вами – простых покупателей. И один из них: как после принятия закона относиться к фермерам и фермерской продукции. С этим вопросом мы обратились к Исполнительному директору Национального органического союза Олегу Мироненко.
В принятии закона об "органике" заинтересованы производители органического сырья, это в основном средние и крупные предприятия. Учитывалась ли позиция фермерства, ведь фермеры позиционируют себя как производители чистой, экологически безопасной еды?
В вопросе сквозит большое заблуждение в том, что в законе об органической продукции заинтересованы крупные производители органической продукции. Такие компании, производящие органическое сырье, сегодня заинтересованы в экспорте продукции, и большинство из них сегодня работают на экспорт.И для них принятие закона не влияет на их ориентированность на экспорт, потому что они имеют органик сертификаты Евросоюза , и этого им вполне достаточно, чтобы вести свой бизнес. Российский закон, принятый в 2018 году, направлен на развитие внутреннего рынка органической продукции. Поставщиками на внутренний рынок являются средние и малые компании. Следует отметить, что ряд крупных органических агрохолдингов (например, «АгриВолга»), которые также работают на внутренний рынок, обычно состоят из нескольких небольших производителей. Развитие внутреннего рынка органической продукции происходит за счет небольших компаний, и именно они заинтересованы в принятии упомянутого закона.
И на «органичность» таких компаний никак не влияет отношение их к фермерству, т.к. фермерство это больше показатель их месторасположения, а органика – способа производства.
В статье 1 ФЗ 74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» сказано: «Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии».
Однако в законе ничего не сказано о способе производства. Поэтому фермер может работать по любой технологии: это может быть технология интенсивного сельского хозяйства, либо технология органического производства.
Закон об органических продуктах направлен на все категории производителей органической продукции, и фермерство в том числе. Поэтому если фермер хочет заниматься органическим сельским хозяйством, закон об органике для него! Если нет, то это не его закон.
Вопрос качества фермерской продукции много обсуждается на различных уровнях, поскольку определение, что такое фермерский продукт отсутствует, а степень его натуральности, «органичности» не закреплена ни в одном документе. Фермер может выращивать свою продукцию в более качественных условиях, чем крупные традиционные хозяйства, но при этом никто не запрещает ему использовать те же самые химикаты и гормоны - в отличие от производителя органики, для которых такие вещи запрещены.
Для примера хотелось бы привести одну таблицу
Применение в производстве |
Фермерские продукты |
Органические продукты |
Антибиотики |
ВОЗМОЖНО |
НЕТ |
Стимуляторы роста |
ВОЗМОЖНО |
НЕТ |
Пестициды |
ВОЗМОЖНО |
НЕТ |
ГМО |
НЕТ |
НЕТ |
Искусственные добавки |
ВОЗМОЖНО |
НЕТ |
УФ облучение |
НЕТ |
НЕТ |
Как потребителю нужно будет относиться к фермерской продукции после начала действия закона об органике 1 января 2020 года: она будет органическая, безопасная или она становится вне закона?
Потребитель как относился к фермерской продукции, так и будет относиться. Поскольку закон об «органике» никак не связан с фермерством в принципе! Он связан с развитием производства органического сырья и продуктов питания. И заниматься им могут и фермеры в том числе. Если он хочет стать производителем органической продукции, он должен перестроить свое производство с классического на органическое, пройти сертификацию и доказать, что его продукция произведена по органическим технологиям. Если фермер не выполняет эти требования, как бы он сам себя не называл: фермер, индивидуальный предприниматель, он останется производителем классической/традиционной сельскохозяйственной продукции.
Смогут ли российские фермеры сертифицировать свою продукцию как органическую, проявляют ли они сейчас интерес к этому вопросу? Доступно ли это им технически и финансово?
С момента подписания закона Президентом РФ интерес фермеров к сертификации по органике растет достаточно быстро. Для малых форм хозяйствования, которые не могут конкурировать с крупными производителями, производство органической продукции может явиться окном возможностей, позволяющим им не просто выживать, а полноценно конкурировать с крупными компаниями за счет высокого качества продукции. Для многих населенных пунктов РФ занятие органическим сельским хозяйством может стать не просто опцией, а единственно-возможной моделью развития.Поэтому сегодня мы наблюдаем увеличение числа фермерских компаний, которые заявились или планируют заявиться на сертификацию по органике в сертификационные компании. Уже в конце 2018 г. сертификаторы заявили, что годовой портфель на сертификацию на 2019 года у них практически сформирован.Здесь есть одна особенность: у нас есть компании, которые впервые будут проходить сертификацию, и те, которые уже ранее сертифицировались на соответствие международным стандартам.
Сегодня основной запрос на сертификацию идёт от компаний, которые хотят сертифицироваться впервые. Это во многом объясняется и тем, что целый ряд региональных правительств приняли или планируют принять региональные программы по поддержке органического сельского хозяйства. Например, в Воронежской область, на утверждении у губернатора находится положение о 100% субсидировании органической сертификации.
Если говорить о затратах на сертификацию, здесь оценивать нужно не стоимость сертификации вообще, а насколько сертификация влияет на удорожания единицы продукции. Как показали наши опросы, сертификация дает удорожание на один рубль продукции в размере нескольких копеек. А с точки зрения продаж органическая продукция гораздо более маржинальна. Так обычное молоко в рознице стоит около 80 рублей за литр, а органическое – 140-160 рублей.
Теперь о российских компаниях, которые имеют европейские органические сертификаты. Мы наблюдаем устойчивый рост количества компаний, которые хотят перейти с европейского сертификата на российский. В нашей базе органически сертифицированных российских компаний сегодня более 90 организаций, 80% из них имеют европейские сертификаты. И с 1 января 2020 г. после вступления российского закона в силу их продукция как органическая может продаваться только в Европе, продавать ее на внутреннем рынке они не смогут. Поэтому они хотят пройти сертификацию по российскому закону. И этот тренд достаточно устойчив.
Будут ли фермеры участвовать в рабочей группе по подготовке к вступлению в действие закона об органике?
В настоящий момент создается рабочая группа, которая будет курировать процесс «запуска» закона об органике, понятно, что все заинтересованные фермерские компании членами рабочей группы быть не могут. Важно, чтобы союзы, объединяющие производителей органики, имели возможность представлять свои интересы в этой рабочей группе. Они могут выступить лоббистами в этой рабочей группе, в том числе и фермерского сообщества. Не хочется возвращаться к ситуации хаоса 2013 года, когда любая компания могла прийти в Минсельхоз и настаивать на своем видении закона о производстве органической продукции.
С одной стороны мы говорим о росте интереса к теме "органики", с другой стороны у нас нет инфраструктуры, которая бы продвигала эту тему в среде производителей сельхозпродукции: в региональных минсельхозах нет специалистов, которые смогли бы консультировать фермеров по этой теме. Этот вопрос будет решаться?
Да, вопрос кадров в сфере органического производства сегодня стоит остро, профессионалов, которые могут консультировать по этим вопросам, мало. В ближайшее время в рамках подготовки к введению закона в действие будет формулироваться «дорожная карта», в которой вопрос развития инфраструктуры будет решаться. Сегодня нет учебных программ для тех, кто хочет заниматься органическим сельским хозяйством ни в системе подготовки кадров, ни в системе переподготовки кадров, нет достаточного количества преподавателей. Действительно, нет специалистов в структуре Минсельхоза, которые были бы компетентны в этой теме. Здесь важна роль «органического» сообщества, которое могло бы найти для госструктур специалистов из своего числа.
Другая важная проблема – изменение ментальности нынешних чиновников. В этом смысле Национальный органический союз плотно работает с Минсельхозом по их привлечению к сотрудничеству в области продвижения органического сельского хозяйства. Например, в ближайшее время на крупную европейскую выставку органической продукции BIO FACH 2019 едет большая правительственная делегация, которая будет подробно знакомиться с тем, как развивается органическое сельское хозяйство в различных станах мира, обсудит с зарубежными партнерами, как это лучше делать в России. Без сомнения, это меняет отношение наших чиновников к производству органического сырья и продуктов питания.
Подобные командировки организуются и для региональных минсельхозов: в прошлом году с зарубежным опытом знакомилась делегация Башкортостана. В 2019 году Национальный органический союз совместно с германо-российским агро-политическим диалогом организует такую поездку для делегации Воронежской области.
Правительство Дании недавно предоставило российским региональным чиновникам возможность познакомиться с тем, как работает органическое производство на территории этой страны. И эту работу с разными регионами страны мы планируем проводить и дальше. Могу отметить, что такие поездки существенно меняют взгляд наших руководителей сельскохозяйственной отрасли в регионах на перспективы российского органического сектора.
Беседовала Елена Пустыгина