ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ? КАКОВЫ НЮАНСЫ ИХ ПРОИЗВОДСТВА И КАК С ЭТИМ ОБСТОИТ ДЕЛО У НАС, В РОССИИ, — УЗНАЕМ ИХ ПЕРВЫХ УСТ!
Один из самых волнующих покупателя вопросов — как удостовериться в том, что перед нами действительно органический продукт?
Олег Мироненко: Первый признак — наличие на этикетке графического знака, обозначающего принадлежность продукта к органике. Это могут быть как международные (в том числе европейские) знаки, так и знаки негосударственных российских сертификаторов. В Европе принято отмечать органическую продукцию зеленым
знаком с листочком, под которым должна быть надпись, указывающая, в какой стране произведен продукт; компоненты, входящие в него; метод органического производства и код контролирующей компании, которая выдала органический сертификат. Проверить действие того или иного сертификата можно на сайте контролирующей компании, найдя ее в Интернете по коду.
Продукция, сертифицированная российскими сертификаторами, также имеет соответствующий знак, но дополнительной информации на этикетке нет — за ней придется обратиться напрямую в сертификационную компанию. К сожалению, у российских компаний база не столь открытая, как у европейских.
Другой вариант — посмотреть, из каких компонентов сделан продукт и обратить внимание на то, кто является поставщиком данных компонентов. Наконец, можно проверить купленный продукт на его безопасность и соответствие требованиям органического производства. Лабораторий, которые могут провести такую экспертизу, пока еще мало, чаще они находятся при пищевых университетах или институтах. Есть такая лаборатория и при фабрике- кухне сети магазинов «Азбука вкуса». Там уже в ближайшее время можно будет получить заключение об органичности или неорганичности любого продукта.
России производители органических продуктов ориентируются на какой-то из зарубежных стандартов?
Олег Мироненко.: Российская органическая продукция сертифицируется в России по европейским стандартам зарубежными сертификаторами. Изначально такая сертификация подразумевала, что данная продукция будет отправляться на экспорт. Однако более 90 % продается у нас. При отсутствии российского законодательства в области производства и оборота органической продукции наши производители вынуждены идти на такую сертификацию для того, чтобы потребитель имел хоть какое-то доказательство, что покупаемая им продукции действительно органическая.
Основной проблемой является то, что за продукцией с евролистком следят контролирующие органы, работающие только в Европе. Их функции на наш рынок не распространяются. Соответственно, контроль над продукцией с евролистком на наших полках не осуществляется, чем пользуются недобросовестные производители.
Когда у нас появится соответствующий закон и будет производиться сертификация по ГОСТу, Роспотребнадзор получит инструмент, позволяющий ему очистить полку с органическими продуктами от фальсификата.
Что у нас делается в этом направлении?
Олег Мироненко: В 2016 году в России в сфере органики действовало два ГОСТа: «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования» (ГОСТ Р 56508-2015, вступил в силу с 01.01.2016) и «Продукты пищевые органические. Термины и определения» (ГОСТ Р 56104-2014, действует с 10.09.2014), которые давали понятие, что такое органический продукт и регламентировали весь процесс — от момента его производства до попадания на полку.
С 1 января 2017 года вступил в силу третий ГОСТ — «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства», где описано, по каким принципам проводится проверка производителей сертификационным органом. Поэтому уже сейчас сертификация в России может проходить по новому ГОСТу.
В этом случае на упаковке должно быть указано, что продукция сертифицирована по ГОСТ Р 56508-2015, а также название организации, проводившей инспекцию. Все это поможет российскому потребителю лучше ориентироваться, приобретая органическую продукцию.
Однако несмотря на имеющиеся разработанные и введенные в действие стандарты, воздействие их на правовую среду, регулирующую органическое производство в России, при отсутствии федерального закона «О производстве и обороте органической продукции» практически равно нулю, так как без закона ГОСТы находятся в категории необязательных к применению при обозначении продукции как «органическая». Планируется, что закон будет принят в 2017 году.
Расскажите, кто именно сертифицирует производителя органики? И в какие лаборатории отправляют продукты на проверку?
Андрей Лысенков: Отечественные сельскохозяйственные предприятия только начали переход к органическому сельскому хозяйству, поэтому большинство российских органов по сертификации в основном опирается на международные нормы.
На рынке России работает несколько частных неаккредитованных пока компаний и ряд международных органов по сертификации. В первом случае невозможно проверить, проводятся ли регулярные инспекции, берутся ли пробы, в какие лаборатории они отправляются, какие специалисты проводят проверки. У российских сертификационных компаний пока нет обязательств раскрывать подобную информацию.
В случае международных компаний можно сказать, что пробы берут минимум один раз в год, их проверяют в зарубежных аккредитованных лабораториях на пестициды, гербициды, фунгициды и ГМО.
Сколько времени необходимо для того, чтобы заработать сертификат?
Андрей Лысенков: Процедура сертификации — это длительный процесс. Сначала предприятие полностью перестраивает свою деятельность: перестает применять ядохимикаты и минеральные удобрения; внедряет севооборот; перестает привязывать животных и кормить их стимуляторами роста, гормонами и антибиотиками.
После данного периода предприятие заключает договор с аккредитованным сертификационным органом, который устанавливает предприятию переходный период и выявляет несоответствия, которые необходимо исправить. Спустя это время предприятие сможет получить сертификат. На его перестроение уходит в среднем от двух с половиной до трех лет.
Как долго действует сертификат, как часто его нужно подтверждать?
Андрей Лысенков: Сертификат выдается всего на один год; в это время проводится минимум две регулярные инспекции и берутся пробы продукции. На второй и последующие годы проводится повторная сертификация.
Если производитель, уже имеющий сертификат, решил добавить в свой ассортимент новый продукт, будет ли эта новинка считаться органической?
Андрей Лысенков: Недостаточно просто добавить наименование в ассортиментный лист; продукция может считаться органической при соблюдении целого ряда условий. Необходимо, чтобы все процессы производства продукции соответствовали требованиям стандартов. Ингредиенты, из которых состоит продукция, должны быть органическими и сертифицированными. Также важно, чтобы была возможность проверить все эти процессы.
Андрей Молев: Основной принцип органического сельского хозяйства — забота об экологии и здоровье человека. Это стройная и строгая система, применяющая экологически безопасные методы поддержания плодородия и ведения животноводства. Трудоемкое, несерийное производство, в связи с чем себестоимость органических продуктов довольно высока.
Сегодня здоровое питание — это тренд. Все хотят питаться по-настоящему качественными продуктами. За 2016 год мы отметили рост интереса потребителей к органической и, в частности, к нашей продукции. Помимо производственных успехов, мы гордимся нашими нововведениями. Мы установили веб-камеры на ферме «Головино»; теперь роботизированная дойка и кормовой стол животных открыты для интернет-пользователей. Подготовили 3D-экскурсию по ферме; провели реальные экскурсии как для представителей СМИ, так и для общественных групп.
Наша ферма становится визитной карточкой Углича и Угличского района. Наконец, мы представили новый продукт — угурт, поразивший всех не только своим названием, но и высоким качеством. В планах холдинга разбить яблоневый сад. К 2019–2020 году сможем порадовать покупателей первыми органическими яблоками «Углече Поле». Также планируем расширение сети магазинов «Углече Поле. Органик маркет». Новый магазин откроется в Трехпрудном переулке в Москве, а другой — в Ярославле.
ПАМЯТКА ПОКУПАТЕЛЮ ОТ АНДРЕЯ МОЛЕВА
- Этикетка. Основной характерный признак — наличие графического знака.
- Сроки хранения. Молочный продукт, у которого срок хранения больше десяти дней, либо прошел глубокую пастеризацию (что редко применяется в органическом производстве), либо в него добавлены искусственные компоненты или консерванты, продлевающие срок хранения. Настоящее органическое молоко проходит пастеризацию при температуре 68–72 °С и сохраняет все полезные вещества.
- Компоненты. Отсутствие информации о компонентах, из которых сделан продукт,должно настораживать.
- Информация о производителе. Производством органических продуктов занимаются в основном малые или средние компании и крестьянско-фермерские хозяйства. Участие крупных компаний в производстве таких продуктов ограничено стандартами. Если в качестве продавца указана одна компания, а производитель продукта или компонентов — другой, сертифицироваться должна вся цепочка от поля до прилавка, а в сложных схемах нелегко отследить, что сертифицировано, а что нет. Чем часто и пользуются производители фальсификата.
- Внешние данные. Органические продукты чаще всего сильно проигрывают своим «химическим» сородичам по внешнему виду. Фрукты и овощи не похожи на восковые, не имеют идеальных цвета и формы. Надрезанное яблоко быстро темнеет, а кефир в бутылке слоится.