Философия ОРГАНИК

Философия ОРГАНИК

ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ? КАКОВЫ НЮАНСЫ ИХ ПРОИЗВОДСТВА И КАК С ЭТИМ ОБСТОИТ ДЕЛО У НАС, В РОССИИ, — УЗНАЕМ ИХ ПЕРВЫХ УСТ!

 Один из самых волнующих покупа­теля вопросов — как удостоверить­ся в том, что перед нами действи­тельно органический продукт?

Олег Мироненко: Первый признак — наличие на этикетке графического знака, обо­значающего принадлежность про­дукта к органике. Это могут быть как международные (в том числе евро­пейские) знаки, так и знаки негосу­дарственных российских сертифи­каторов. В Европе принято отмечать органическую продукцию зеленым

 знаком с листочком, под которым должна быть надпись, указываю­щая, в какой стране произведен про­дукт; компоненты, входящие в него; метод органического производства и код контролирующей компании, ко­торая выдала органический серти­фикат. Проверить действие того или иного сертификата можно на сайте контролирующей компании, найдя ее в Интернете по коду.

Продукция, сертифицированная российскими сертификаторами, так­же имеет соответствующий знак, но дополнительной информации на этикетке нет — за ней придется об­ратиться напрямую в сертификаци­онную компанию. К сожалению, у российских компаний база не столь открытая, как у европейских.

Другой вариант — посмотреть, из каких компонентов сделан продукт и обратить внимание на то, кто яв­ляется поставщиком данных компо­нентов. Наконец, можно проверить купленный продукт на его безопас­ность и соответствие требованиям органического производства. Лабо­раторий, которые могут провести такую экспертизу, пока еще мало, чаще они находятся при пищевых университетах или институтах. Есть такая лаборатория и при фабрике- кухне сети магазинов «Азбука вку­са». Там уже в ближайшее время можно будет получить заключение об органичности или неорганично­сти любого продукта.

России производители органиче­ских продуктов ориентируются на какой-то из зарубежных стан­дартов?

Олег Мироненко.: Российская органическая про­дукция сертифицируется в России по европейским стандартам зару­бежными сертификаторами. Изна­чально такая сертификация под­разумевала, что данная продукция будет отправляться на экспорт. Од­нако более 90 % продается у нас. При отсутствии российского законода­тельства в области производства и оборота органической продукции наши производители вынуждены идти на такую сертификацию для того, чтобы потребитель имел хоть какое-то доказательство, что поку­паемая им продукции действитель­но органическая.

Основной проблемой является то, что за продукцией с евролист­ком следят контролирующие орга­ны, работающие только в Европе. Их функции на наш рынок не рас­пространяются. Соответственно, контроль над продукцией с евро­листком на наших полках не осу­ществляется, чем пользуются недо­бросовестные производители.

Когда у нас появится соответ­ствующий закон и будет произво­диться сертификация по ГОСТу, Роспотребнадзор получит инстру­мент, позволяющий ему очистить полку с органическими продукта­ми от фальсификата.

Что у нас делается в этом направ­лении?

Олег Мироненко: В 2016 году в России в сфере ор­ганики действовало два ГОСТа: «Про­дукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования» (ГОСТ Р 56508-2015, вступил в силу с 01.01.2016) и «Продукты пищевые органические. Термины и определения» (ГОСТ Р 56104-2014, действует с 10.09.2014), ко­торые давали понятие, что такое ор­ганический продукт и регламентиро­вали весь процесс — от момента его производства до попадания на пол­ку.

С 1 января 2017 года вступил в силу третий ГОСТ — «Продукция ор­ганического производства. Порядок проведения добровольной сертифи­кации органического производства», где описано, по каким принципам проводится проверка производи­телей сертификационным органом. Поэтому уже сейчас сертификация в России может проходить по новому ГОСТу.

В этом случае на упаков­ке должно быть указано, что про­дукция сертифицирована по ГОСТ Р 56508-2015, а также название органи­зации, проводившей инспекцию. Все это поможет российскому потреби­телю лучше ориентироваться, приоб­ретая органическую продукцию.

Однако несмотря на имеющиеся раз­работанные и введенные в действие стандарты, воздействие их на право­вую среду, регулирующую органи­ческое производство в России, при отсутствии федерального закона «О производстве и обороте органиче­ской продукции» практически рав­но нулю, так как без закона ГОСТы находятся в категории необязатель­ных к применению при обозначении продукции как «органическая». Пла­нируется, что закон будет принят в 2017 году.

Расскажите, кто именно сертифи­цирует производителя органики? И в какие лаборатории отправля­ют продукты на проверку?

Андрей Лысенков: Отечественные сельскохозяй­ственные предприятия только нача­ли переход к органическому сельско­му хозяйству, поэтому большинство российских органов по сертифика­ции в основном опирается на между­народные нормы.

На рынке России работает не­сколько частных неаккредитован­ных пока компаний и ряд междуна­родных органов по сертификации. В первом случае невозможно прове­рить, проводятся ли регулярные ин­спекции, берутся ли пробы, в какие лаборатории они отправляются, ка­кие специалисты проводят провер­ки. У российских сертификационных компаний пока нет обязательств рас­крывать подобную информацию.

В случае международных компаний можно сказать, что пробы берут ми­нимум один раз в год, их проверяют в зарубежных аккредитованных ла­бораториях на пестициды, гербици­ды, фунгициды и ГМО.

Сколько времени необходимо для того, чтобы заработать серти­фикат?

Андрей Лысенков: Процедура сертификации — это длительный процесс. Сначала пред­приятие полностью перестраивает свою деятельность: перестает при­менять ядохимикаты и минераль­ные удобрения; внедряет севооборот; перестает привязывать животных и кормить их стимуляторами роста, гормонами и антибиотиками.

После данного периода предприятие заключает договор с аккредитован­ным сертификационным органом, который устанавливает предприятию переходный период и выявля­ет несоответствия, которые необхо­димо исправить. Спустя это время предприятие сможет получить сер­тификат. На его перестроение ухо­дит в среднем от двух с половиной до трех лет.

Как долго действует сертификат, как часто его нужно подтверж­дать?

Андрей Лысенков: Сертификат выдается всего на один год; в это время проводится ми­нимум две регулярные инспекции и берутся пробы продукции. На второй и последующие годы проводится по­вторная сертификация.

Если производитель, уже имеющий сертификат, решил добавить в свой ассортимент новый продукт, будет ли эта новинка считаться органической?

Андрей Лысенков: Недостаточно просто добавить наименование в ассортиментный лист; продукция может считаться органи­ческой при соблюдении целого ряда условий. Необходимо, чтобы все про­цессы производства продукции соот­ветствовали требованиям стандартов. Ингредиенты, из которых состоит про­дукция, должны быть органическими и сертифицированными. Также важно, чтобы была возможность проверить все эти процессы.

Андрей Молев: Основной прин­цип органиче­ского сельско­го хозяйства — забота об экологии и здоровье че­ловека. Это стройная и строгая система, приме­няющая экологически безопасные методы под­держания плодородия и ведения животноводства. Трудоемкое, несерийное производство, в связи с чем себестоимость орга­нических продуктов до­вольно высока.

Сегодня здоровое питание — это тренд. Все хотят питаться по-настоящему качествен­ными продуктами. За 2016 год мы отметили рост ин­тереса потребителей к ор­ганической и, в частно­сти, к нашей продукции. Помимо производствен­ных успехов, мы гордим­ся нашими нововведе­ниями. Мы установили веб-камеры на ферме «Головино»; теперь ро­ботизированная дойка и кормовой стол живот­ных открыты для интер­нет-пользователей. Под­готовили 3D-экскурсию по ферме; провели ре­альные экскурсии как для представителей СМИ, так и для общественных групп.

Наша ферма стано­вится визитной карточкой Углича и Угличского рай­она. Наконец, мы пред­ставили новый продукт — угурт, поразивший всех не только своим назва­нием, но и высоким каче­ством. В планах холдин­га разбить яблоневый сад. К 2019–2020 году сможем порадовать по­купателей первыми ор­ганическими яблока­ми «Углече Поле». Также планируем расширение сети магазинов «Углече Поле. Органик маркет». Новый магазин откро­ется в Трехпрудном пе­реулке в Москве, а дру­гой — в Ярославле.

 ПАМЯТКА ПОКУПАТЕЛЮ ОТ АНДРЕЯ МОЛЕВА

  • Этикетка. Основной характер­ный признак — наличие графи­ческого знака.
  • Сроки хранения. Молочный продукт, у которого срок хране­ния больше десяти дней, либо прошел глубокую пастеризацию (что редко применяется в орга­ническом производстве), либо в него добавлены искусственные компоненты или консерванты, продлевающие срок хранения. Настоящее органическое моло­ко проходит пастеризацию при температуре 68–72 °С и сохраня­ет все полезные вещества.
  • Компоненты. Отсутствие ин­формации о компонентах, из ко­торых сделан продукт,должно настораживать.
  • Информация о производи­теле. Производством органи­ческих продуктов занимаются в основном малые или сред­ние компании и крестьянско-фермерские хозяйства. Участие крупных компаний в производ­стве таких продуктов ограниче­но стандартами. Если в качестве продавца ука­зана одна компания, а про­изводитель продукта или компонентов — другой, сертифи­цироваться должна вся цепоч­ка от поля до прилавка, а в слож­ных схемах нелегко отследить, что сертифицировано, а что нет. Чем часто и пользуются произ­водители фальсификата.
  • Внешние данные. Органиче­ские продукты чаще всего силь­но проигрывают своим «химиче­ским» сородичам по внешнему виду. Фрукты и овощи не похо­жи на восковые, не имеют иде­альных цвета и формы. Надре­занное яблоко быстро темнеет, а кефир в бутылке слоится.