За последние три года агропромышленная группа «Арника» экспортировала 26 тыс. Тонн сертифицированной органической продукции и стала крупнейшим поставщиком на рынок Евросоюза. Сегодня компания свободно чувствует себя на рынках ЕС, и вполне справедливо, что она будет представлена в украинском павильоне на крупнейшей выставке органической продукции BIOFACH-2019.
Компания «Арника» обрабатывает свыше 15 тыс. га по органической технологии и является крупнейшим украинским производителем и экспортером органики в Швейцарии.
«В прошлом сезоне мы экспортировали на внешние рынки 10 тыс. т агропродукции, став по признанию Еврокомиссии крупнейшим поставщиком собственной органической продукции. В этом году мы законтрактовали 32 тыс. т, а уже в следующем планируем выйти на 70 тыс. т экспорта», — рассказывает основатель и управляющий агропромышленной группы «Арника» Андрей Пилипченко.
В течение 5-ти ближайших лет в планах компании — стать крупнейшим органическим агрохолдингом Европы, тем более спрос позволяет. По словам Андрея Пилипченко, рынок органической продукции растет: так, США ежегодно прибавляет в объеме 10%, ЕС-11%. Также увеличению потребления органических продуктов способствует распространенный сегодня тренд вегетарианства.
Успех в технологиях и команде
Среди основных факторов успеха в органическом производстве Андрей Пилипченко называет: соблюдение севооборота и правил обработки почвы, правильное хранения органической продукции и правильно подобранная команда.
"Не ключевой фактор-работа с персоналом. «Арника» — молодая компания, и большинства наших топ-менеджеров до 30 лет. Важным моментом является и финансовая мотивация персонала, поскольку в органике много ручного тяжелого труда. Это непростая работа, которая требует дополнительной мотивации», — отмечает Андрей Пилипченко.
Органическое производство не обходится без трудностей. В компании отмечают, что самая большая проблема в органическом выращивании — сорняки и вредители. Уменьшение численности сорняков достигается путем многократного использования проходов почвообрабатывающей техники, а вредителей — благодаря природным ентомофагам. Если в классическом земледелии может быть 3-4 проходы техникой, то в органическом — 10-15.
«Важным моментом борьбы с сорняками являются поздние сроки посева (например, 2018 года сеять мы закончили 5 июня), уничтожение растительных остатков и выравнивание поверхности поля. Также, к сожалению, нет эффективных средств для борьбы с вредителями в органическом земледелии. Пока одним из самых эффективных средств есть птицы, которых мы привлекаем на наши поля», — делится опытом Андрей Пилипченко. Также он рассказывает, что в этом году «Арника» совместно с французскими учеными принимает участие в международном исследовательском проекте по повышению эффективности использования трихограммы в защите растений.
Кроме этого, «Арника» имеет собственный научный центр — Институт органического земледелия, где селекционеры проводят научно-исследовательскую работу, все тщательнее изучая органическое производство.
Покорить море и завоевать рынок Японии
Важным событием для «Арники» в 2018 году стало получение разрешения на осуществление поставок органической продукции на рынок Японии, что открыло для компании, кроме Европейского Союза, еще и другие премиальные рынки.
«Арника» — не просто производитель органической продукции: благодаря развитой инфраструктуре и внедрению современных технологий компания имеет замкнутый цикл производства — от семян до поставки на внешний рынок. Компания изначально была нацелена на европейский рынок, однако, пройдя соответствующую сертификацию, вышла на ряд других премиальных рынков», — рассказала руководитель отдела внешнеэкономической деятельности компании Виктория Васильченко.
Также агропромышленная группа «Арника» впервые в 2018 году освоила отправке продукции судами, отправив 3 тыс. т органической кукурузы из порта «Очаков» (Николаевская обл.) к Италии.
Как рассказал Андрей Пилипченко, в основном экспортные партии все же продолжают отправлять автомобильным транспортом или морскими контейнерами, причем в день компания может отправить до 20 машин и скачать 20-25 контейнеров.
В ближайших планах
В 2019 году «Арника» планирует немного сместить акценты, и прежде всего это коснется выращивания бобовых — за высокой конкуренции на рынке органической чечевицы компания намерена переориентироваться на выращивание фасоли. В прошлом году нут занимал 2200 га и 1000 га — чечевица.
«В этом году произошло резкое снижение цен на нут, и это при том, что в 2017 году у нас было всего 100 т, а в 2018 году — 1500 т. Но из этого количества удалось законтрактовать только 600, остальное надеемся продать в течение сезона. Хотя, исходя из нашей практики, обычно продаем все еще до того, как посеем», — рассказывает Андрей Пилипченко.
Также, по его словам, в ближайших планах компании — выход на новые рынки сбыта и освоение рынка переработки органических продуктов как кормового, так и продовольственного потребления.
«Предприятия компании сертифицированы по стандартам EU, BioSuisse, NOP, COR и JAS, что дает возможность реализации органической продукции на рынке Европейского Союза, Швейцарии, США, Канады и Японии. Уже в 2018/19 МГ начинаем осуществлять поставки в Канаду, Италию, Францию, Норвегию и Японию», - уточнил Андрей Пилипченко.
В целом 2019 года компания «Арника» планирует экспортировать 70 тыс. т органической продукции.
Для справки: «Арника» — крупнейший производитель органической сельскохозяйственной продукции в Украине. Имеет более 15 тыс. га под органическим земледелием. Компания занимается выращиванием и торговлей органической сои, пшеницы, кукурузы, нута, льна коричневого, а также технических конопли.