Био в упадке

Био в упадке

Немецкие ферме­ры, рабо­та­ю­щие в систе­ме орга­ни­че­ско­го сель­ско­го хозяй­ства, и роз­нич­ная тор­гов­ля орга­ни­че­ски­ми про­дук­та­ми сооб­ща­ют о про­бле­мах с про­да­жа­ми и слиш­ком низ­ких ценах.

Рекорд­но высо­кая инфля­ция корен­ным обра­зом меня­ет поку­па­тель­ское пове­де­ние потре­би­те­лей, что осо­бен­но чув­стви­тель­но к сектору, кото­рый во вре­мя корона‑кризиса демон­стри­ро­вал дву­знач­ные тем­пы роста. Про­бле­мы и у тор­гов­ли: вла­дель­цы мага­зи­нов «орга­ни­ки» и/или веге­та­ри­ан­ской про­дук­ции опа­са­ют­ся закры­тия, а ретей­лер Cargo обанкротился.

Одна из круп­ней­ших ферм в бран­ден­бург­ском Бро­до­вине, рабо­та­ю­щих в систе­ме Demeter, отме­ча­ет, что чис­ло кли­ен­тов сокра­ти­лось: если в пико­вые сезо­ны здесь было 4000 зака­зов в неде­лю, сей­час толь­ко 2300, и стра­да­ют сопря­жен­ные сфе­ры – логи­сти­ка (достав­ка, курьер­ские служ­бы). Пред­се­да­тель Ассо­ци­а­ции орга­ни­че­ско­го зем­ле­де­лия в Гес­сене (VÖL) Тим Трей отме­тил 50‑процентное паде­ние про­даж: «Это может угро­жать суще­ство­ва­нию ферм, веро­ят­но, пред­при­я­ти­ям при­дет­ся отка­зать­ся от «орга­ни­ки» и вер­нуть­ся к тра­ди­ци­он­но­му сель­ско­му хозяйству».

Сход­ным обра­зом обсто­ит ситу­а­ция на рын­ке моло­ка, тем более что и цены на орга­ни­че­ское моло­ко рос­ли намно­го мед­лен­нее, чем на обыч­ное моло­ко. Ассоциация Bioland счи­та­ет, что­бы цена орга­ни­че­ско­го моло­ка от про­из­во­ди­те­ля долж­на нахо­дить­ся в пре­де­лах от 68 до 73 цен­тов / кг, но реа­ли­зо­вать по такой цене его будет сложно.

В Бава­рии, где постав­ле­на цель к 2030 году пере­ве­сти 30 % уго­дий под орга­ни­че­скую систе­му, в насто­я­щее вре­мя достиг­нут уро­вень лишь 13,8 %. Сни­жа­ет­ся и потреб­ле­ние орга­ни­че­ско­го мяса. По сло­вам гла­вы австрий­ской бир­жи КРС Вер­не­ра Хабер­ман­на, про­да­жи упа­ли на 30 – 40 %: «Мно­гие фер­мы не зна­ют, что делать со ско­том и орга­ни­че­ским мясом. Гер­ма­ния как самый важ­ный экс­порт­ный рынок орга­ни­че­ской говя­ди­ны из Австрии заку­па­ет зна­чи­тель­но мень­ше товара».