BioFach/Vivaness — 2022: очарования и разочарования

BioFach/Vivaness — 2022: очарования и разочарования

Автор Татьяна Лебедева 

26 — 29 июля в Нюрнберге отгремела главная органик-выставка Европы. Из-за ковида традиционно февральское шоу перенеслось на конец июля. Время глубоко отпускное. Зато активные участники органического движения со всего мира смогли встретиться после 2,5 лет сидения по домам и заодно, наконец, увидеть Нюрнберг летом. LookBio посещает BioFach/Vivaness c 2013-го и, разумеется, обнаружил разницу между февральским и июльским шоу. О ней — наш первый репортаж из серии #lookbiofach22.

26-го, в день открытия, около 11 я подъехала на метро к выставке. На табло загорелось “Messe” (выставка), я встала, но меня смутило отсутствие народа на выход из вагона. В первую секунду я даже подумала, что ошиблась станцией. Со мной на перроне оказалось не более 10 человек, в то время как обычно из вагона тебя выносит толпа, жаждущая посетить грандиозный BioFach/Vivaness, на котором в этом году представлено почти 2300 экспонентов из 94 стран.

Вторник — первый день работы выставки — оказался самым слабым по количеству посетителей. На отсутствие визитеров жаловались все. В среду, на глаз, количество посетителей удвоилось, но в пресс-центре, где раньше всегда шла борьба за локеры, куда можно безопасно спрятать компьютеры, оборудование и кучу подаренных продуктов, чтоб не таскать их по выставке, всё еще пустели и шкафчики и столики для встреч и работы.

 

Июль внес свои коррективы и в количество экспонентов. Так в части Vivaness (павильоны с натуральной косметикой) не было ни одного столпа немецкой косметики: Primavera, Logona, Lavera, Dr. Hauschka и швейцарская Weleda — все они отсутствовали. Зато были столпы французские (Lea Nature) и итальянские (NOB Natural is Better). И, буквально, полчища стартапов — новых брендов, которые основались за полгода до или во время пандемии Стартапы показались мне самой интересной частью Vivaness однако обилие Конфиденциальность - Условия использования пандемии. Стартапы показались мне самой интересной частью Vivaness, однако обилие однотипных идей, в основном, связанных с твердыми шампунями и гелями для душа, слегка наскучило.

Самым большим разочарованием выставки оказалась организация павильона натуральной косметики. В этом году он был разбит на два зала №8 и №9, при этом в обоих залах были участки с производителями еды, а также застройка с немецкими стартапами, что дезориентировало целевых посетителей.

Немецкий стартап Nakt представил твердую солнцезащиту без белого следа. Инновация выиграла награду Vivaness «best new product»

С другой стороны, оно и понятно: в отсутствии немецких столпов экспонентов было недостаточно для заполнения большого зала, а в традиционном для косметики новом павильоне Nurenberg Messe, построенном Захой Хадид, до сих пор живут украинские беженцы.

У Украины было два национальных стенда, на которых в общей сложности выставилось 35 производителей. Также прошла конференция, посвященная органическому производству и экспорту в текущих условиях. Даже сегодня Конфиденциальность - Условия использования органик-производители борются за урожай и продажу зерна, подсолнечника и другой своей продукции за рубеж. За период март — июнь 2022 украинцы сумели отправить на экспорт более 49 тонн органической продукции, за тот же период предыдущего года — более 84 тонн, и это при том, что 2021-й оказался значительно хуже 2020-го. Для экспорта используется автодорожный и железнодорожный транспорт.

Сергей Галашевский, руководитель национального сертифицирующего органа Organic Standard, прогнозирует, что органик-экспорт в этом году снизится на треть. “Нам не надо никакого снисхождения ни по стандартам, ни по качеству. Нам просто нужно, чтобы вы у нас покупали”, — озвучил позицию украинских производителей Евгений Милованов, председатель Федерации органического движения Украины.

Органик-Украина сегодня — это 460 000 гектаров сертифицированных земель и более 500 сертифицированных производителей. Основной продукт — органик-сырье. А вот соседняя Польша уже давно выходит на мировой рынок с переработанным продуктом. Именно такими продуктами заполонены стенды страны-хозяйки Германии, звездившей в этом году Италии, обильной Испании и замысловатой Дании.

Именно на датском стенде мне попался самый, пожалуй, неожиданный и, на мой взгляд, грандиозный продукт BioFach 2022 — жидкая приправа умами, в органик-исполнении в двух видах: мясной и веганский. Тут надо объяснить, что такое умами. Умами — это пятый вкус. Именно так его определяют в Японии и Китае. Это вкус высокобелковых продуктов. Умами присутствует в тех продуктах, от которых порою течет слюна: пармезан, хамон, соевый соус, водорослевые чипсы, в запеченном с корочкой картофеле и даже эспрессо. Чтобы добиться вкуса умами, фабриканты всех мастей используют глутамат натрия — тот самый, который воздействует на наши вкусовые рецепторы, а в итоге — на мозг (ну почему так хочется чипсов и копченой колбасы?). Глутамат натрия в органик запрещен, а вот органический умами — пожалуйста.

 

В добавок ко всему прочему датский стартап «Reduced» создает свои продукты из «food waste», используя уродливые, некондиционные овощи и «вышедших на пенсию» курнесушек. Их концентрированные бульоны можно использовать как основу для соусов и супов — выходит экономично и экологично. Органик-умами — очередное доказательство того, что можно придумать абсолютно всё — и не стоит ссылаться, что без химии никак.

Хотя органические продукты, в большинстве своем, изумительно вкусны и без всяких добавок. Превосходные сыры, оливковые масла, безумно вкусные йогурты, как молочные, так и на основе растительных альтернатив: кокоса, овса и пр. А какой нежнейший органический лосось! (выращенный в аквакультуре по органик-стандарту) — это то, что мы в своей стране вообще никогда не пробовали и вряд ли будем.

Крупный немецкий производитель сыров использует эпос своей местности для названий сыра

Бренд Vegan Cow удивил приятным шоколадным кремом и… маслом на основе овсянки. Вкус приятный — и без вездесущего кокоса. Разумеется, веганское направление стало за 2,5 года еще сильнее. Намазки на хлеб (овощные и сладкие) Nabio разнообразны и вкусны. И таких продуктов — пруд пруди. Но встречаются, на мой взгляд, слишком странные и даже… вредные веган-инновации. Мой топчик разочарований — это очередной искусственный веганский мёд, сделанный, простите, из воды и сахара, с добавлением традиционных для меда ароматов типа липы и каштана. Мёд? Из сахара? Ребята, это не мёд. Невкусно и точка.

В основе какао-крема Vegan Cow — вода, тростниковый сахар, крахмал, ферментированная овсянка (5,1%)

Ещё один странный продукт от бренда Sunflower Family — заменитель молока, состоящий на 4% из подсолнечного протеина, а на 96% из воды. И всё это в тетрапаке. Ну камон… “фрапучино на подсолнечном” — это звучит отстойно.

Еще большее разочарование — конференция “Фальшивое мясо чтобы спасти планету?”. Название многообещающее, тема — любимая, народу — полный зал. И четыре, прошу прощения за эйджизм, пенсионера в президиуме. И ведь дело не в возрасте, а в том, что спикеры — все одного возраста и единых взглядов и примерно одного и того же уровня подготовки. Ну серьезно, если вы решили потратить час своей жизни на конференцию, вы вряд ли хотите услышать многократно повторяемое “искусственное мясо плохо, потому что ненатурально”? Вы хотите услышать аргументы, цифры, резоны. Вы хотите услышать другую точку зрения, наконец!

Вкусные веганские намазки Nabio

Но нет… аргументы не в этот раз. Было многократное повторение одного и того же. Но все-таки аудитория свободная, иностранная. Двое людей вместо вопросов выступили с критикой: почему не представлена иная точка зрения и главное — почему вы постоянно путаете два понятия: “растительная замена мяса” (plant based meat) и “искусственное мясо”. Но нет — президиум продолжал путать понятия и твердить своё про ненатуральность.

Сицилийский производитель оливкового масла предлагает попробовать свой ассортимент

Выглядело это смешно и глупо, даже если ты готов согласиться: слишком промышленно переработанные продукты — это не здоровье, а скорее, вред. Однако в современном мире, с огромным влиянием мультинациональных корпораций, заинтересованных в продвижении якобы “зелёных” альтернатив, требующих колоссальной переработки (сравните цену чечевицы — отварил, съел — и бургера Beyond Meat), а значит сулящих огромные прибыли, это не аргумент.

К списку разочарований можно добавить полное отсутствие российских стендов и посетителей. Даже Natura Siberica, участвовавшая в Vivaness с 2013-го, в этот раз решилась пропустить. Ситуация сегодня точно не в пользу развития российского экспорта. Что ж, разочарования на этом заканчиваются. Остается место только для очарований. Репортажи о трендах продовольственной и косметической части выставки последуют на этой неделе.