Британская индустрия экологически чистых продуктов стремится к росту в европейском стиле

Британская индустрия экологически чистых продуктов стремится к росту в европейском стиле

Поставщики должны преодолеть основное нежелание платить больше за устойчивую продукцию,

Термины «органический» и «устойчивый» в настоящее время широко распространены в меню модных ресторанов и продуктовых магазинов Великобритании, хотя несколько десятилетий назад они почти не использовались. Тем не менее, органические продукты по-прежнему составляют небольшую долю от общего рынка продуктов питания, и постоянные покупатели остаются в основном состоятельными немногими.

Гай Сингх-Уотсон, основатель одной из крупнейших в Великобритании компаний по доставке органических овощей, надеется, что это изменится. «Я просто ненавижу тот факт, что выбор продуктов, который мы делаем, стал определяющим для статуса и класса», - говорит он.

Г-н Сингх-Уотсон начал продавать органические ящики для овощей напрямую своей семье на ферме в Девоне на юго-западе Англии в 1980-х годах. В то время органические фермеры были в основном «уродцами на периферии», вспоминает он, и термин «устойчивость» практически не использовался.

Riverford - одна из самых известных британских служб доставки органических продуктов. По данным компании, в 2018 году оборот составил почти 60 миллионов фунтов стерлингов, при этом в неделю продавалось около 50 000 ящиков для овощей. Бизнес связывает 36-процентный рост продаж с 2013 года с растущей готовностью потребителей платить за устойчивые и сезонные продукты, особенно в сочетании с удобством доставки на дом.

Несмотря на успех таких компаний, как Riverford, г-н Сингх-Уотсон считает, что органическая отрасль еще не стала «по-настоящему мейнстримом» в Великобритании. В прошлом году органические продукты составляли 1,5 процента от общего объема продаж продуктов питания и напитков, а рыночная стоимость оценивалась в 2,2 миллиарда фунтов стерлингов, согласно британской благотворительной организации по производству продуктов питания и сельского хозяйства Soil Association. Одним из ограничений привлекательности для потребителей органических продуктов является то, что они, как правило, стоят дороже.

По оценкам г-на Сингха-Уотсона, средняя коробка с органическими овощами продается в розницу примерно на 30 процентов больше, чем эквивалент неорганического продукта в супермаркете.

По его словам, для некоторых продуктов, таких как курица и свинина, розничная цена может быть почти в два раза выше из-за высокой стоимости органического зерна.

«Вы должны ожидать платить больше», - говорит г-н Сингх-Уотсон. «Как любой, конечно, в северной Европе. Вы платите за его выращивание в небольших масштабах, за уменьшение воздействия на окружающую среду - [и] за множество внешних затрат, которые не учитываются в нашем упрощенном, неолиберальном взгляде на мир ».

Однако многие британские потребители не хотят этого делать. Большинство клиентов «Риверфорда» богаты и хорошо образованы - у «удивительного числа» есть вторые степени - хотя некоторые также приходят из семей с более низким доходом, говорит компания.

Согласно исследованию Kantar Worldpanel, опубликованному в ноябре, около 72 процентов британских покупателей говорят, что органические продукты слишком дороги . Опрос показал, что большинство потребителей органических продуктов - это легкие покупатели: 81 процент тратит на эту категорию менее 40 фунтов стерлингов в год.

По словам Клэр МакДермотт (Clare McDermott), директора по развитию бизнеса в сертификационном подразделении Soil Association, в других странах Европы органические продукты питания более укоренились и пользуются большей поддержкой со стороны потребителей и правительств .

Она ссылается на Амстердам, где городские власти подают экологически чистые продукты питания в некоторых столовых государственного сектора, и Данию, которая проводит политику, направленную на предоставление группам с более низким доходом доступа к устойчивой пище.

«В Великобритании, особенно [после рецессии], органические продукты воспринимались как нечто нишевое и приятное», - говорит г-жа Макдермотт. «Пища для состоятельных людей, вместо того, чтобы быть чем-то лучшим в сельском хозяйстве и улучшать пищу, которую мы едим».

Доля органических продуктов питания в общем объеме продаж продуктов питания во Франции как минимум в три раза выше, чем в Великобритании; в Дании это соотношение более чем в шесть раз.

«Вероятно, нас меньше всего поддерживают на рынке органических продуктов питания в Европе», - говорит г-н Сингх-Уотсон. Но это может начать меняться. В ноябре лондонский район Тауэр-Хэмлетс объявил, что будет предлагать более здоровые бесплатные школьные блюда, из которых 15 процентов ингредиентов будут органическими.

Органические продукты также все чаще присутствуют в более доступных основных продуктовых сетях, включая Morrisons, Asda и Co-Op. После спада, вызванного финансовым кризисом 2008 года, органические продукты питания переживают шестой год подряд в Великобритании. По данным Soil Association, продажи в супермаркете органических продуктов питания и напитков в этом году выросли на 4 процента. В то же время, по данным Kantar, объем замороженных органических продуктов снизился на 11 процентов, а бытовых товаров - на 48 процентов.

Если потребители будут продолжать покупать больше экологически чистых продуктов, это будет хорошей новостью для Riverford и других компаний, занимающихся доставкой свежих органических веществ. Г-н Сингх-Уотсон уверен, что к делу присоединится больше людей и что Британия сможет расширить свой органический рынок, как и другие европейские страны, даже если существует потенциальный предел потенциального роста отрасли. Сертификация почвенной ассоциации надеется, что органические продукты питания станут 10% рынка - примерно столько же, сколько в современной Дании.

«Вы не получаете весь рынок сразу», - говорит Джон Икерд, почетный профессор экономики сельского хозяйства в Университете Миссури в США. «Когда рынки меняются, у вас есть кто-то, кто хочет чего-то другого и готов заплатить за это премиальную цену - и, по мере роста рынка, цены снижаются».