С момента вступления в силу первого органического Регламента ЕС в 1993 году правовые нормы ЕС для органического производства постоянно дополнялись или перерабатывались.
Органический закон был подвергнут первому серьезному пересмотру в 2007 и 2008 годах. Работа еще над одним изменением началась в 2014 году и завершилась в 2018 году опубликованием нового базового органического Регламента (Регламент ЕС 2018/848).
Нормы вторичного права Регламента 2018/848 все еще разрабатываются. К середине 2020 года необходимо дополнить документ важными положениями, например, конкретными определениями касательно животноводческих помещений и выгулов для животных в органическом животноводстве, списков допущенных к применению органических средств предприятия или пищевых ингредиентов, а также более точных требований к контролю за органическим производством и импорту органической продукции из стран, не входящих в ЕС. В настоящих предложениях основное внимание уделяется разрешению и запрещению импорта органами, контролирующими ввоз соответствующих нормам и сертифицированных товаров из стран, не входящих в ЕС.
Будущие правила импорта (для ввоза товаров в ЕС) должны быть адаптированы таким образом, чтобы в последующие годы требования нового органического законодательства в точности применялись в странах, не входящих в ЕС. Помимо прочего, это обусловливает существенное изменение характера сертификата и отслеживание импорта:
Предыдущий органический Регламент (ЕС) № 834/2007 представляет системы импорта "эквивалентных" (equivalence) и "соответствующих" (compliance) продуктов. Однако с момента вступления Регламента в силу на практике применяется только концепция эквивалентности.
Новый Регламент коренным образом меняет эту систему и дает в будущем больше представлений о ввозе «соответствующей» продукции, а также о ввозе товаров из стран, заключивших соглашения о торговле. Это означает, что далее в отношении органических продуктов за пределами ЕС будут действовать те же предписания о производстве, что и внутри ЕС. Из этого возникают следующие возможности для импорта продукции в будущем:
1. Продукция соответствует требованиям правовых предписаний ЕС по органическому сельскому хозяйству, и все предприниматели в соответствующей цепочке поставок (Supply Chain) зависят от контроля и сертификации со стороны аккредитованного ЕС органа по контролю за органической продукцией.
2. Продукт поставляется из страны, не входящей в ЕС и заключившей соглашение о торговле, и соответствует условиям и требованиям этого соглашения.
3. Продукт поставляется из страны, не входящей в ЕС, с эквивалентными требованиями в соответствии с соглашением об эквивалентности (актуальный список стран, не входящих в ЕС).
Ожидается, что процесс, регулирующий «ввоз товаров из стран, не входящих в ЕС и заключивших соглашения об эквивалентности» (№ 3), завершится в 2026 году, а список контролирующих органов, сертифицированных в целях контроля эквивалентности будет составлен в 2024 году. Товары, импортируемые до 2026 года из страны, не входящей в ЕС, но имеющей признанные эквивалентные требования, подлежит импортировать в дальнейшем также с известным сертификатом о проведенном контроле.
Из-за различий в климатических и экологических условиях, на основании разных традиций и местных событий применение европейских требований во всех странах, не входящих в ЕС, не представляется возможным в соотношении 1:1. Вследствие этого Комиссия ЕС вправе предоставить специальные исключения для продуктов и веществ в целях применения в органическом производстве в конкретных регионах. Как именно будет выглядеть процесс допуска в отношении веществ и продуктов, еще не решено.
Кроме того, требуется сертификат, в котором подтверждается, что предприниматели соблюдают предписания настоящего Регламента, и который также предназначен для обеспечения прослеживаемости продукта. Еще предстоит решить, является ли этот сертификат уже известным сертификатом о проведении контроля или аналогичной формой. То же самое относится и к дальнейшему использованию Контрольноэкспертной системы ЕС в сфере торговли сельхозпродукцией и продуктами питания на новой платформе TRACES.NT (система баз данных ЕС для документирования физического маршрута товаров в связи с импортом товаров).
Новый органический Регламент гарантирует соблюдение законности для предприятий и компаний только в том случае, если органическое законодательство дополнено отсутствующими предписаниями и является полным.
Еврокомиссия до сих пор придерживалась своего календарного плана. Еще до распространения коронавирусной инфекции план действий органа, обладающего правом законодательной инициативы, был явно амбициозным. Теперь, когда из-за пандемии замедляются по техническим причинам процессы согласования, а органический сектор параллельно пытается самостоятельно справиться с кризисом и адаптироваться к новым правовым актам, изменившаяся ситуация делает совершенно невозможным выполнение и без того отсроченного плана.
Даже если Комиссии, Парламенту и государствам ЕС удастся с необходимой тщательностью разработать новые детальные предписания, удовлетворяющие практическим требованиям, то не останется больше времени для возможности адаптации к новому органическому Регламенту в ведомствах, контролирующих органах и на предприятиях. Вследствие этого европейская органическая отрасль требует от правительств и ведомств переноса срока применения органического законодательства на один год, со вступлением в силу с 1 января 2022 года.
В связи с предстоящими серьезными правовыми изменениями в европейском органическом законодательстве, проект «Германо-Российский аграрнополитический диалог» обобщает следующие выводы и рекомендации к действиям:
1. Поскольку ЕС завершает к 2026 году проводимый до сих пор процесс «ввоз товаров из стран, не входящих в ЕС и заключивших соглашения об эквивалентности», стремление к соглашению об эквивалентности в отношении органической сертификации не представляется целесообразным из-за прогнозируемой многолетней продолжительности процесса.
2. Следует ожидать, что ЕС будет строго настаивать на том, чтобы при импорте органической продукции из стран, не входящих в ЕС, с 2021 года непосредственно соблюдались требования в смысле нового органического законодательства.
3. Контроль предприятий должен обеспечиваться непосредственно аккредитованными ЕС контролирующими органами, а контроль за импортом - в той же или измененной форме, что и раньше. Вместе с тем для экспорта органических продуктов из России в ЕС остается обязательной сертификация аккредитованным ЕС контролирующим органом.
4. Поскольку новый Регламент позволяет из стран, не входящих в ЕС и заключивших соглашение о торговле, ввозить продукцию, соответствующую условиям и требованиям этого соглашения, было бы целесообразно включить область «органические продукты» в качестве особой главы в контексте переговоров, преследуя долгосрочную цель заключения более всеобъемлющего соглашения о торговле. Существенными предпосылками для этого со стороны ЕС являются наличие эффективной, прозрачной и независимой системы контроля (в соответствии с обязательными директивами ISO 17065) и гарантия соблюдения законности, включающая в себя политически независимый и взаимно (обеими сторонами) признанный механизм разрешения конфликтов.
Поскольку предположительно в 2026 году в ЕС завершится до сих пор проводимый процесс оценки эквивалентности, следовательно, следующие общепринятые основные положения в отношении процесса оценки эквивалентности должны быть в первую очередь полезными
1. при проведении соответствующих переговоров с целью признания эквивалентности в рамках Евразийского экономического союза (или с другими сторонами),
2. в качестве важного ориентира на фоне переговоров с ЕС в рамках двустороннего, заключаемого на долгосрочную перспективу соглашения о торговле, в котором при необходимости особенно учитываются аспекты органического сельского хозяйства, и
3. в политическом информационном обмене с Комиссией ЕС, которая " из-за различий в климатических и экологических условиях, на основании разных традиций и местных событий" оговаривает предоставление "специальных исключений для продуктов и веществ в целях применения в органическом производстве в особых регионах» (в странах, не входящих в ЕС).
Мы проинформируем Вас о требованиях к аккредитованным ЕС контролирующим органам в нашей информационной брошюре «Местная сертификация и экспорт органической продукции в Европейский Союз». Кроме того, мы рассматриваем различные виды сертификации, а также аспекты организации и управления качеством контролирующих органов