Чехи перестали покупать биопродукты

Чехи перестали покупать биопродукты

Чехи сокращают расходы на продукты питания и отказываются от органических продуктов. Поэтому чешский производитель Semix Pluso направляет свою органическую продукцию в основном за границу.

Компания Semix Pluso изначально была основана как небольшая пекарня. Сегодня она экспортирует свою продукцию в 35 стран мира, имеет объем продаж более 600 млн крон и является крупнейшим чешским переработчиком семян мака, а также производителем смесей для выпечки, цельнозерновых круп и продуктов для веганов. Компания специализируется в основном на органических продуктах, но именно в этой области чехи сейчас больше всего сокращают расходы.

Органические продукты Semix отправляются в основном за границу. Михал Чижмар, совладелец компании, в интервью SZ Byznys сообщил, что в Чехии на долю органической продукции приходится лишь около 1,7% от общего потребления продуктов питания. «В Германии этот показатель составляет уже 5%, в Скандинавии — до 10%. Нам еще многое предстоит наверстать», — добавляет Чижмар.

И если эти цифры были актуальны в «спокойные времена», то сейчас, когда чехи экономят, продажи резко сократились. Причина в том, что органические продукты по умолчанию значительно дороже обычных.

Среднегодовые расходы на экологически чистые продукты питания в Европейском союзе составляют 102 евро на человека, или около 2 400 крон. В Чешской Республике это 22 евро, около 520 крон. Примерно 65% населения страны вообще не покупают органические продукты.

В конце 2021 года, по данным Чешской технологической платформы органического сельского хозяйства, в республике было зарегистрировано 944 производителя органических продуктов питания, что на 9,1% больше, чем в 2020 году. Их общий оборот в 2021 году достиг 5,418 млрд крон. Ставку на здоровые продукты питания делают, например, следующие компании: Emco, Semix Pluso, Mesaverde, Sunfood и Sonnentor.

Сейчас, в связи с ростом цен на органические и экологические продукты в целом, спрос на них, по словам Чижмара, в чешских сетях стремится к нулю. Поэтому они отправляются за границу. По данным Чешской технологической платформы органического сельского хозяйства, чешские производители экспортировали за границу экологически чистых продуктов питания на сумму около 2,868 млрд крон.

«Мы как страна хвастаемся низким уровнем безработицы, но в данном случае хвастаться нечем. В экономике могло бы быть больше людей, но где они находятся, я не знаю. Если вы посмотрите на сельское хозяйство, в котором когда-то работали сотни тысяч человек, то сейчас там работает около 60 000 человек. Но сколько правительственных чиновников и людей в различных организациях, которые созданы для контроля, для надзора», — говорит Чижмар.