Конференция "Органик и ритейл: проблемы и пути их решения" стала центральным событием первого Органик-дня на "Продэкспо" и вызвала небывалый интерес среди участников и гостей выставки. Зал Фуршетов - просторный зал, рассчитанный на 100 человек, трещал по швам в воображении организаторов события. Да, как организаторы, мы в "ЛукБио Медиа" были вынуждены возобновлять регистрацию дважды. Сначала добавили до 150 человек (мало ли - не придут), потом - до 200. Когда за три дня до события регистрация закрылась на двухсотом участнике, мы стали чаще поднимать трубки - люди хотели попасть на конференцию во что бы то ни стало. Нам же оставалось надеяться, что все они всё равно не придут.
.jpg)
Увидев финальные списки участников конференции, дирекция "Продэкспо" проявила невероятную гибкость и щедрость - нам предложили переместиться в гораздо более вместительный соседний зал, задействованный на конференции, открывающей деловую программу выставки. Кажется, никогда еще органик-производители не обсуждали свои проблемы так масштабно.
Конференция открылась небольшим видео-приветствием, записанным Хеленой Древес, датским специалистом по органическому сельскому хозяйству и большим радетелем за органик-будущее России. Дания - чемпион по развитию органического рынка, сегодня 10% всех продуктов, продаваемых в Дании, - органик. В чем же секрет успеха? В том, что с самого начала у датских органиков был один набор правил и стандартов, они сразу пошли в большие сети, а сети пошли навстречу потребителю, сделав скидку на органическое молоко еще в далеком 1993 году.
.jpg)
Далее выступила ваша покорная, автор этого материала и, по совместительству, организатор конференции. Моим главным посылом было одно - прошло время бессмысленных типа-органик конференций, где то и дело к микрофону выскакивали люди, уверяющие, что они "тоже мало сыпят пестицидов" или "не кладут сахар в конфеты", а потому они "тоже органические". Мы говорим здесь на одном языке: органик - это продукты питания, сертифицированные в соответствии с критериями салона "Продэкспо Органик".
Вслед за виртуальной Хеленой Древес на сцену вышла магистр Барбара Кёхер-Шульц, руководитель подразделения BIO австрийского государственного агентства по продвижению сельхозпродукции. Из её четкого доклада, снабженного прекрасной презентацией, публика узнала еще одну фантастическую цифру: сегодня каждое пятое фермерское хозяйство Австрии - это органическое хозяйство. Австрийское государство продвигает в массы идею органик, проводя разъясняющие кампании, а также обеспечивает субсидиями своих органик-производителей - они же производят дополнительный продукт для общества - сохраняют чистую окружающую среду - и уже по этой причине они достойны государственного вознаграждения.
.jpg)
Из доклада г-жи Кёхер-Шульц мы узнали, что национальный органик-знак Австрии - дополнительная добровольная маркировка - гарантирует дополнительные преимущества органических продуктов, к примеру, обязательное отсутствие пальмового масла (речь не идет, конечно, о фальсификате - пальма в молоке как бывает в России, а о том, что органическое печенье не может содержать пальмовое масло).
.jpg)
Как организатор, я лично исключительно благодарна Барбаре Кёхер-Шульц за столь содержательный, доходчивый доклад, который лишний раз продемонстрировал: органик - это не маркетинговые придумки или роскошь премиум-сегмента. Органик - это четкая, прозрачная, открытая система, доказавшая свою экономическую состоятельность и полезность обществу.
Подробнее познакомиться с презентацией Барбары Кёхер-Шульц и другими докладами конференции вы можете здесь.
.jpg)
Сессия "Органик и ритейл"
Представитель Экологического союза Инна Анисимова, на правах модератора, провела сессию, составленную из представителей ритейла, за который отвечали самые органик-ориентированные сети - "Глобус" и "Азбука Вкуса", и производителей, представленных Союзом органических фермеров Кубани (Сергей Воданюк) и производитель биошоколада Vivani и iChoc (Константин Макаров).
.jpg)
"Глобус" в лице руководителя отдела СТМ Елены Саборяк и бренд-менеджера марки Globus Vita Дмитрия Киселева продемонстрировали свою открытость и желание сотрудничать. "Контакты, требования к поставщикам - звоните и давайте обсуждать", - говорят создатели отделов Эко/Био/Веган. Неудивительно, что после сессии представителей "Глобуса" буквально облепили производители и поставщики.
.jpg)
А что же "Азбука Вкуса"? По словам бренд-менеджера направления ЗОЖ Лидии Макшейн, в этой сети чрезвычайное внимание уделяется дополнительным "здоровым" свойствам продукта. Органик-баранина (в "Азбуке" заключили договор с "Углече поле")? Замечательно! Только на упаковке надо коммуницировать идею травяного откорма и соответствующего содержания животных.
.jpg)
Веган, кето, палео, без глютена или без сахара - заявляйте о "здоровых" преимуществах своего товара - делайте правильный маркетинг, - наставляет Лидия Макшейн.
Сергей Воданюк, от лица органик-производителей, подчеркнул огромную разницу между органик и так называемыми фермерскими и натуральными продуктами. Остаточные пестициды - слышали об этом? Г-н Воданюк привел в своем докладе цифры - увы - не по России, потому что в России их просто не меряют. Кроме того, кубанский производитель рассказал об успешном взаимодействии с местной сетью "Табрис" - 8 магазинов в Краснодарском крае. Как только в магазинах поставили специальную органик-полку, продажи органических овощей выросли сразу в три раза.
.jpg)
Выделение, выделение, выделение на полках - это мантра органиков для ритейла, приносящая выгоду для всех: потребителей, производителей и самих ритейлеров - и хочется повторять ее много раз кряду.
.jpg)
"А почему бы ритейлерам не наложить внутренний запрет на продажу гринвошинга? К примеру, майонез Слобода Органик? " - заострил тему Тимур Хвалько (ранее "Био-Маркет", "Цветной маркет"). Чувствуется, ритейлеры не готовы пока на столь резкие решения - ждут законодательной инициативы. Хотя Дмитрий Киселев уверяет, что в рамках раздела Эко/Био/Веган сеть "Глобус" старается избегать соседства сертифицированных органик-товаров и реального гринвошинга.
Сессия "Триггерные точки"
Время неумолимо бежало вперед, а оставалось еще много вопросов: нужно ли органическим производителям соответствовать еще каким-то требованиям? Как же решить вопрос с логистикой? И почему, кстати, органик-продукты туго, очень туго идут на рынках?
.jpg)
Для освещения этих вопросов мы позвали самых сведущих участников отрасли: завод органического детского питания HiPP в Калининграде представила Екатерина Карпюк.
Биоферма Болотово и предприятие "Савинская Нива" - российские поставщики сырья для детского питания. Какие требования предъявляются к ним? Нужно ли органик-производителям проходить ХАСПП (спойлер - да, нужно)? Как стать поставщиком HiPP либо другого ответственного переработчика? Четкая, ясная презентация г-жи Карпюк дает ответы на этот и другие вопросы производителей.
.jpg)
Ну а как же быть небольшим? И тем, кто вырастить - вырастил, а сохранить, упаковать, довезти до рынка сбыта - уже проблема? "А здесь нужен органический хаб, - уверяет гендиректор сети "Органик маркет. Углече поле" Максим Огладков. Проект такого хаба г-н Огладков представил на конференции.
Посмотрите на презентацию, подготовленную г-ном Огладковым. Кажется, это крайне интересная история, требующая отдельного освещения.
.jpg)
Модератор этой сессии Елена Воронцова, экс-менеджер "Азбуки Вкуса" по направлению фермерские продукты, как никто иной хорошо знакома с проблемами небольших производителей, "пытала" гендиректора единственной специализированной розничной сети и так и сяк. Есть ли спрос на органик? Способен ли спрос покрыть высокие логистические издержки органик-производителей? Хотелось бы провести эту дискуссию еще раз - и дать ей больше времени, но у нас оставался еще один спикер - Алексей Синев, руководитель по кооперации с сельхозпроизводителями Даниловского рынка - того самого, который у всех на устах.
.jpg)
Почему же на рынках органические продукты не задерживаются? Почему вообще столь популярные модные московские рынки не могут стать точкой для продаж хотя бы органических овощей, которые никак не могут найти свой короткий путь к московскому потребителю?
Г-н Синев уверен, что рынок - это продавец. И пока органик-производители не будут делать ставку на продавца, товар так и останется скучать на прилавке. Но еще лучше - делать органические корнеры. И обязательно выделять органик среди прочего ассортимента. Сегодня, кстати, на Даниловском стоит трехкратный лауреат премии "Продэкспо Органик" молочная ферма "История в Богимово". "Но дела идут не очень, - уверяет производитель Эдуард Почивалин, потому что есть проблема с продавцом".
.jpg)
И, конечно, рынок должен быть сельхозрынком, а не торговым центром, чтобы он был перспективен для органик-производителей. К сожалению, не многим рынкам удалось сохранить статус сельскохозяйственного, и это, по мнению Синёва, одна из главных проблем того, что на рынках москвичам не встретить хотя бы органической картошки, уж не говоря про фиолетовый батат из Кубани от г-на Воданюка. А хотелось бы, хотелось...
.jpg)
К сожалению, ни один материал не в силах вместить в себя 2,5 часа конференции, пафос десятка спикеров и неповторимую атмосферу. Поэтому в следующий раз не пропускайте деловые события, организованные LookBio.
Мы создали эту конференцию при поддержке дирекции "Продэкспо" в сотрудничестве с Экологическим Союзом и Национальным органическим союзом. Мы благодарны своим партнерам за надежное плечо и ценную поддержку круга единомышленников. Огромная благодарность - всем спикерам и модераторам. И отдельное спасибо - посольству Австрии и атташе по устойчивому развитию и туризму Карин Допельбауэр.
Благодаря совместной работе, мы создали звонкое, важное и масштабное органик-событие - ещё одно начинание, которое, безусловно, станет очередным кирпичиком в строительстве здания нашего общего органического будущего.
Материалы всех презентаций ЗДЕСЬ