Готовы ли российские потребители органической продукции платить за нее повышенную цену

Готовы ли российские потребители органической продукции платить за нее повышенную цену

Наталья Никонова, научный сотрудник СПб ФИЦ РАН, к.э.н, рассказала на Первой международной конференции по цифровизации сельского хозяйства и органическому производству, что для анализа потенциального спроса на органическое молоко и органическую молочную продукцию подготовила опрос, в котором в 2021 году приняли участие 100 жителей Санкт-Петербурга, среди которых были 76% женщин и 24% мужчин.

- Актуальность исследования связана с перспективами развития органического сельского хозяйства в России, которое напрямую зависит от потребительского спроса на такую продукцию, - подчеркнула эксперт. – Тем более, что, по данным Росстата, в России, в том числе Санкт-Петербурге, из-за снижения уровня жизни отмечается снижение потребления обычных молочных продуктов.

Поэтому в опросе приняли участие разные группы населения, включая возраст, образование, профессиональный статус, количество детей и уровень дохода семьи. Около 36% опрошенных не имели детей, у 28% один ребенок, у 29% двое детей и только 7% имели трех и более детей.

Как пояснила ученый, мнения жителей города в отношении доступности экологически чистой продукции сводятся к тому, что около 70% опрошенных ответили, что выбор органических молочных продуктов на продовольственном рынке не разнообразен.

Интересный результат демонстрирует анализ потребительских предпочтений относительно качества продовольствия, когда 68% респондентов ответили, что лучше реже, но потреблять более дорогое органическое молоко. При этом только 32% опрошенных намерены потреблять неорганическое молоко ежедневно.

- В ходе опроса нас интересовала в первую очередь частота покупки респондентами обычного молока и молочных продуктов, - уточнила спикер. -  Около 31% респондентов ежедневно покупают обычное молоко, однако покупать органическое готовы только 13% опрошенных. Около 29% респондентов приобретают традиционные молочные продукты два раза в неделю. Но органические с такой чистотой намерены покупать лишь 19%. 12% ответили, что органическое молоко покупать не будут, так как семья большая, а цена на него немаленькая. Поэтому они отдают предпочтение обычным молочным продуктам, которые потребляют раз в неделю. Либо респонденты вообще не знают, что такое органическое молоко и поэтому берут то, что подешевле. Также некоторые либо не готовы его покупать, либо их не устраивает цена.

Среди ответов на вопрос: «В пределах какой ценовой категории вы приобретаете молоко?» анализ вкусовых предпочтений показал, что 43% опрошенных покупают молоко от 60 до 80 рублей за 1 кг. Более 25% могут позволить себе купить 1 кг продукта в пределах 50-60 руб. Только 8% могут себе позволить покупать молоко от 80 рублей и выше.

Согласно анализу ответов, выяснилось, что за последние три года доходы изменились у более чем 60% опрошенных: либо остались на прежнем уровне у 38%, либо сократились – у 32% и только у 31% опрошенных они повысились. В бездетных семьях и семьях с двумя детьми доход в большей части остался на прежнем уровне.

- У 13% опрошенных среднемесячный доход ниже или равен минимальному размеру оплаты труда, при этом 9% из них имеют от одного до трех и более детей, что еще больше затрудняет покупку ими органических молочных продуктов, но и обычные молочные продукты для них не всегда доступны, - прокомментировала исследования эксперт. - 26% респондентов располагают среднемесячными доходами свыше 30 тысяч рублей, причем 19% из них не имеют детей.

Как сообщила спикер, опрошенные связали потребление органических продуктов с доходами семьи и более 80% опрошенных ответили утвердительно, что при наличии средств обязательно бы такую продукцию купили.

На вопрос: «Как изменится уровень потребления органического молока при снижении ваших доходов?» около 64% считают, что сократят его потребление. И только у 36% оно останется на прежнем уровне.

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Будет ли зависеть приобретение вами органических молочных продуктов от цены на них?» выглядит так:

- 35% ответили, что будут их покупать, даже если цена будет выше обычной на 50%, а если стоимость продуктов станет ниже, то станут их приобретать активнее.

- Респонденты подтвердили желание покупать органическое молоко, но в зависимости от цены и доходов семьи, - заключила спикер.