К 2023 году в ЕАЭС намерены унифицировать систему требований к органической сельхозпродукции

К 2023 году в ЕАЭС намерены унифицировать систему требований к органической сельхозпродукции

Евразийский экономический союз активными темпами идет по пути формирования общего рынка органической продукции. Но для этого прежде всего нужны единые стандарты, которые, как уверены в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), позволят свободно торговать органическими продуктами внутри Союза, ну и заодно экспортировать их в третьи страны. Учитывая высокий спрос на такую продукцию во всем мире, игра явно стоит свеч. Достаточно сказать, что рынок органического сельского хозяйства оценивается на сегодня примерно в 200 млрд. долларов.

ИМЕННО ПОЭТОМУ ТЕМА нормативно-правового регулирования органической продукции в странах ЕАЭС приобретает особую актуальность, о чем на днях заявил член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян по итогам круглого стола на тему развития органического сельского хозяйства.

На уровне Коллегии ЕЭК уже принята дорожная карта, которая предполагает решение двух задач. Речь, во-первых, идет об унификации законодательств стран Союза с тем, чтобы органическая продукция, которая сертифицируется в одной стране ЕАЭС, принималась и в другом союзном государстве. А во-вторых, дорожная карта предусматривает также реализацию органической продукции, произведенной в ЕАЭС, на рынках третьих стран.

Особенно это касается Европейского союза. Хотя реализация второй задачи требует более детальных обсуждений, поскольку все вопросы, связанные с доступом органической продукции на рынки третьих стран, будут прорабатываться ЕЭК совместно с международными организациями - Международной федерацией движений за органическое сельское хозяйство (IFOAM) и Научно-исследовательским институтом органического сельского хозяйства (FIBL).

Что касается внутреннего рынка ЕАЭС, то, по словам министра ЕЭК, уже к 2023 году все страны-члены Союза составят единые стандарты органического сельского хозяйства. В общем-то и сейчас в каждой из стран ЕАЭС сформированы свои производства органической продукции. В Армении, Белоруссии и Киргизии - это отдельные предприятия и кооперативы мелких аграриев. В Казахстане - малый бизнес и представительства крупных агрофирм. В России же – средний бизнес и органические подразделения крупного агробизнеса. Законы, которые регламентируют правовые отношения в этой сфере, действуют практически повсеместно. Но так было не всегда.

В той же России закон "Об органической продукции", определяющий требования к экологически чистым продуктам питания, вступил в действие лишь в августе 2018 года. А до этого в странах-членах ЕАЭС вопросы органического сельского хозяйства законодательно регулировались только в Армении и Казахстане. К слову, у нас законодательное поле для этого направления агропромышленного комплекса было полностью урегулировано еще в 2009 году, когда был принят закон об органическом сельском хозяйстве.

Во всем мире таких стран – чуть больше 80-ти. В Армении и сейчас есть предприятие (ОАО "Экоглоб"), являющееся органом по сертификации органического сельского хозяйства и продукции пищевых продуктов. В свое время оно было первым и на протяжении многих лет единственным на всем постсоветском пространстве, имевшим европейскую аккредитацию. Поэтому российские производители в большинстве случаев сертифицировались в Армении, чтобы получить доступ на внешние рынки.

Общий подход поможет нарастить объемы

Однако проблема на территории ЕАЭС в том, что само направление вроде бы интересует все страны, но на его расширение и реализацию не хватает либо средств, либо желания.

В АРМЕНИИ, К ПРИМЕРУ, органическим сельским хозяйством, по разным подсчетам, сегодня занимается порядка 120-130 фермеров из всех областей за исключением Ширака. Назвать точную цифру можно лишь приблизительно, поскольку у нас нет реестра, касающегося объема органической продукции - как с точки зрения гектаров, так и в плане тоннажа урожая. И это основная проблема, учитывая тот факт, что для развития органического сельского хозяйства это, по сути, самые важные сведения.

Ведь нужно как минимум знать и понимать, что есть в наличии, чтобы правильно все распланировать. Более того, в условиях, когда органическое производство вот уже много лет объявлено правительством приоритетом, до сих пор нет ни одной госструктуры, которая на должном уровне занималась бы развитием этого направления.

Такой подход привел к тому, что в общей структуре традиционного сельского хозяйства Армении доля органики составляет небольшой процент, хотя, потенциал у нас огромен. В остальных странах ЕАЭС ситуация не лучше. По словам А.Камаляна, в целом в общем мировом объеме ежегодного производства органических продуктов в размере около 200 млрд долларов на долю стран ЕАЭС приходится лишь 0,1%. При этом самый большой абсолютный объем органики в ЕАЭС производит Россия, а в процентном отношении (к общему продовольственному производству) – Армения и Казахстан.

Как полагают в ЕЭК, для увеличения объемов производства внутри Союза и преодоления препятствий для торговли нужно создать унифицированную систему национальных требований к органической продукции и процессам ее производства. Сегодня, по словам А.Камаляна, Армения и Казахстан используют собственные стандарты, в то время как Россия, Беларусь и Кыргызстан используют общие стандарты, разработанные на основе регламентов СНГ. "Необходимо унифицировать эти правила, в том числе рассмотреть требования Codex Alimentarius ("Пищевого кодекса"), принятые Международной комиссией ФАО/ВОЗ. Это позволит не только свободно торговать органической продукцией внутри Союза, но и выйти на зарубежные рынки", - отметил представитель ЕЭК.

Единые требования будут касаться целого рядка направлений – от порядка производства, маркировки и сертификации до ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и обеспечения взаимного признания документов об оценке соответствия. И все это в ЕЭК намерены успеть к 2023 году.