Кооперация стала устойчивым трендом

Кооперация стала устойчивым трендом

Важнейшей  функцией органического сельского хозяйства является стимулирование местной экономики не только в производстве, но и в кооперации и сбытовых процессах. Рассмотрим пример эффективно работающей кооперативной местной продовольственной системы в крупных городах-миллионниках Миннеаполис и Сент-Пол в США, которая работает более 40 лет и, в том числе, включает производство и сбыт органической продукции.

ЧЛЕНЫ КООПЕРАТИВА-ВЛАДЕЛЬЦЫ

Мы уже видели, что распространенная причина, по которой сбыт местных продуктов проблематичен, заключается в том, что производители не получают подлинных обязательств от потребителей по цене, которая одновременно приносит производителю чистую прибыль и позволяет расти и достигать жизнеспособных масштабов.

Кооперативное движение розничной торговли натуральными продуктами питания с самого начала было “ориентировано на спрос”. Люди создавали клубы покупателей и небольшие магазины, чтобы получить доступ к тому, что тогда было “альтернативной” пищей – натуральной или минимально обработанной, без пищевых добавок, органической. Местные продукты и поддержка семейного фермерства заняли центральное место и это стало решающим фактором успеха. Была заложена основа для сильного и заинтересованного местного рынка розничной торговли продуктами питания. Как владельцы кооперативов, члены имеют возможность искать гораздо более широкий спектр ценностей и связей при покупке продуктов питания. С годами, по мере того как кооперативы все больше сосредотачивались на роли членов и росте членства, интерес к местным продовольствием и фермерами стали играть более заметную роль.

 Члены

В последние два десятилетия лидеры продовольственных кооперативов подчеркивали необходимость расширения членского состава, признавая, что это имеет решающее значение для успеха миссии и жизнеспособности розничных кооперативных предприятий.

 Число членов розничных кооперативов увеличилось в восемь раз за 20 лет с 1992 по 2012 год.

Впечатляющий и устойчивый тренд. Что это означает для местной продовольственной системы? Члены во многом способствуют жизнеспособности этой системы и розничных кооперативов по производству натуральных продуктов питания:

Постоянные клиенты: На 91 000 участников приходилось 70 % покупок (126 миллионов долларов)

По данным розничных кооперативов, средние транзакции владельцев-участников выше, чем средние транзакции нечленов.

Ежегодные покупки в кооперативе в среднем составляют 1384 доллара на одну семью-члена. (В США люди ежегодно тратят в среднем 2215 долларов на продукты питания, потребляемые дома и еще 2167 долларов на продукты питания, потребляемые вне дома)

Таким образом, гипотетическое среднее домохозяйство-владелец кооператива "Города-побратимы ", состоящее из 2,2 человек, покупает около 28 % продуктов питания, потребляемых дома в кооперативе при условии, что в каждом домохозяйстве будет только один член. Используя тот же средний показатель для продуктов питания, потребляемых дома, кооперативы городов-побратимов занимают примерно 2,3 % от общего объема продуктового рынка в регионе.

Члены являются владельцами: Члены контролируют организацию путем избрания

совета директоров. Если кооператив хочет процветать, его ценности, цели, миссия и стратегическое направление должны отражать ценности членов.

В потребительском кооперативе с сотнями или тысячами членов руководство должно работать над тем, чтобы ценности были в центре внимания членов. Таким образом, значительный местный продовольственный компонент этой розничной кооперативной системы отражает ценности и желания членов.

Участники оказывают финансовую поддержку.

В потребительском кооперативе, как правило, много владельцев, каждый из которых вносит относительно небольшую сумму капитала.

 Способы получения финансирования:

• Членские акции обеспечивают важную основу собственного капитала. В масштабах всей системы средняя цена акций - 85 долларов США при базе капитала в 7,7 миллиона долларов, и эта цифра растет с каждым годом с появлением новых владельцев-участников. Розничные кооперативы поддерживают относительно низкие инвестиционные требования к участникам (от 75 до 200 долларов США), а также предлагают планы рассрочки для этих инвестиций.

Скромная стоимость доли владельца делает членство доступным для широкого круга населения. Понимание важности справедливости для роста и жизнеспособности кооператива и удержание этого в сознании участников с течением времени благодаря расширению членского состава стали ключевыми уроками и факторами успеха.

• Чистая прибыль в кооперативе в основном распределяется между членами в качестве возмещения расходов на патронаж (после скидок членам, бонусов сотрудникам, инвестиций в кооператив и резервных денег). В системе продовольственного кооператива члены все чаще соглашаются с тем, что основная часть этих доходов обычно сохраняется в кооперативе, тем самым улучшая услуги для нынешних и будущих членов и создавая дополнительный капитал на балансе кооператива.

• Члены, обладающие финансовыми средствами и целеустремленностью, оказывают ключевую поддержку росту и расширению в форме субординированного долгового финансирования, часто представляющего собой 25-50% финансового пакета, вкладывая 1-3 миллиона долларов в капитальный ремонт, расширение или проект нового магазина.

• Некоторые индивидуальные кооперативы предлагают программы пожертвований. При этом многие небольшие взносы составляют тысячи долларов. Были проведены кампании пожертвований в поддержку местных ферм, программ продовольственной безопасности и продовольственной справедливости и др. Это расширяющаяся практика среди кооперативов розничной торговли, преимущества большей экономии за счет масштаба.

Привлечение все большего числа клиентов в качестве членов кооператива стало ключом к долгосрочной жизнеспособности и устойчивости этой местной продовольственной системы.

Покупатели, не являющиеся членами клуба.

В дополнение к 91 000 членов, по меньшей мере еще 50 000 потребителей ежегодно покупают продукты питания в кооперативах. Поощряя покупателей становиться членами, кооперативы сообщают, что “все могут” посещать кооператив и совершать покупки.

Покупатели, не являющиеся членами кооператива, обычно приходят из окружающего сообщества, вносят значительный объем торговли, помогают кооперативу оказывать большее влияние, являются сообществом для набора новых членов-владельцев и часто разделяют многие из тех же ценностей, что и кооператив.

Розничная торговля

В столичном районе больших городов-побратимов проживает 3,4 миллиона человек; он считается одним из самых оживленных местных продовольственных рынков в стране.

Продажи местных продуктов питания в государственных розничных предприятиях, включая продовольственные кооперативы, дополняют продажи. По оценкам, на национальном уровне в США прямые продажи местных продуктов питания потребителям составляют менее 2 % от всех продаж.

Данные от производителей на этом рынке свидетельствуют о том, что наблюдается замедление роста прямых продаж. Фермерские рынки переполнены (у них достаточно производителей). Все эти факторы помогают формировать и определять местную продовольственную экономику.

Большинство людей покупают большую часть своей еды, потребляемой дома, в продуктовых магазинах. Чтобы построить значительную местную продовольственную экономику, необходимо захватить значительную долю розничного рынка, и розничные кооперативы достигли этого с долей 2,3% от общего рынка продовольствия в регионе.

Продовольственные кооперативы были значительно укреплены благодаря ассоциациям розничных кооперативных закупщиков, начиная с городов-побратимов и Среднего Запада в 1990-х годах и впоследствии на национальном уровне. Эти ассоциации углубили партнерские отношения между менеджерами и директорами розничной торговли; значительно повысили профессионализм за счет развития совместного обучения и внедрения передовой практики; и улучшили конкурентные позиции продовольственных кооперативов за счет совместных маркетинговых и национальных программ закупок.

Продовольственные кооперативы намного превосходили другие продуктовые магазины по количеству местных производителей.

Дружелюбные розничные торговцы.

Продовольственные кооперативы с самого начала были “дружелюбны” к местным производителям.

Как еще розничные кооперативы поддерживают местное продовольствие и строят эту местную продовольственную систему? Ключевые примеры включают:

Консолидация и рост спроса. Кооперативы консолидируют рыночный спрос на местные продукты питания. Они делают это, привлекая и расширяя возможности потребителей-владельцев, которые разделяют ценности, связанные с едой. По мере того, как кооперативы становились все более привлекательными для более широкой группы покупателей, они также сознательно работали над тем, чтобы приветствовать не-членов, далее они строят свою базу и переносят историю местной кухни на более крупный рынок.

Прозрачная история производства продукта для потребителя. Когда производитель продает напрямую потребителю, устанавливается связь, и история производителя становится видной и понятной. Часто это включает информацию о качестве продукта, методах ведения сельского хозяйства, семейном фермерстве и стоимости устойчивого производства.

Когда местный продукт проходит через переработчиков, этот переработчик должен быть очень активным в трансляции потребителю своего взаимодействия с производителем. Производители в наших интервью единодушно согласились с тем, что продовольственные кооперативы лучше всего рассказывают свою историю и помогают создавать и поддерживать благоприятную среду для местного продукта.

Приверженность местным. Кооперативы имеют общесистемную приверженность местным источникам. Для них это не просто маркетинговый лозунг. Руководство кооператива уполномочено делать эту работу.

Покупки, выгодные для производителя. Действуя под эгидой своей миссии, кооперативы поддерживают дружественные производителям методы покупки и продажи, которые выходят за рамки других розничных торговцев:

• Они обязуются платить справедливую цену, основанную на заявленной стоимости производителя. Местные, органические, устойчиво производимые продукты питания часто обходятся дороже. Производители таких продуктов питания должны получать надбавку к цене, чтобы покрывать расходы и оставаться в бизнесе. Кооперативы работают с местными производителями, чтобы установить цену, которая покрывает производственные затраты и дает финансовую отдачу производителям.

• Они сохраняют идентификацию источника для местного продукта вплоть до точки продажи.

• Они “рассказывают историю производителя” в многочисленных сообщениях магазина, таких как вывески магазинов, информационные бюллетени, приглашая производителя принять активное участие в промо-акциях в магазине, и используя личные отзывы персонала.

• Они берут на себя предсезонные обязательства по закупкам перед производителями как по цене, так и по объему и соблюдают эти соглашения.

• Они, как правило, не торгуют ценами и не будут вовлекать местных производителей в ценовые войны для снижения затрат.

• Они являются гибкими покупателями, которые будут покупать напрямую у производителя или у дистрибьютора и будут переключать каналы по мере необходимости.

• Они сохраняют лояльность к долгосрочным поставщикам.

• Они удерживают открытую рыночную позицию для производителя

Поддержка других местных продовольственных каналов сбыта. Розничные кооперативы часто содействуют прямым продажам между производителями и их владельцами-членами и покупателями. Многие розничные кооперативы предлагают регулярные места для доставки продуктов питания CSA, а другие кооперативы спонсируют фермерские рынки в регионе или в других местах. Такая практика еще больше укрепляет местные отношения, а также помогает привлечь людей в магазин во время сезонной фермерской продукции.

Общие и местные продажи продуктов питания

Большинство магазинов были прибыльными в течение двадцати лет, а чистая прибыль остается высокой и имеет тенденцию к росту – недавно она составила 2,8 %. (Институт маркетинга продуктов питания США сообщает, что в среднем чистая прибыль розничных магазинов за 2012 год составила 1,7 %).

С одобрения правления и членства большинство из этих розничных кооперативов (после скидок для участников и всех других расходов) сохраняют значительную часть годового дохода, распределяемого на счета владельцев участников пропорционально покровительству каждого участника. Часть распределенной прибыли, которая сохраняется в каждом кооперативе, варьировалась от 80 % (законный максимум) до 40 %. Следовательно, при текущем уровне продаж и прибыли совокупный собственный капитал в этих кооперативах ежегодно увеличивается на несколько миллионов долларов по сравнению с операционной прибылью, а также на несколько сотен тысяч долларов США.

Если представить данные с поправкой на инфляцию в долларах, рост продаж кооперативной системы по-прежнему очень велик. Совокупные продажи кооперативов 1992 года в размере 16,5 млн долларов выросли до 51,6 млн долларов к 2002 году и 105,6 млн долларов к 2012 году.

Обратите также внимание, что розничные продажи имеют различные размеры и находятся в разных локациях, от плотных городских районов до отдаленных небольших городов:

• 5 кооперативов имеют годовой объем продаж в размере 1-3 миллионов долларов США.

• 6 кооперативов имеют годовой объем продаж в размере 4-17 миллионов долларов США.

 • 4 кооператива (в том числе два с двумя магазинами) имеют годовой объем продаж в размере 22-33 миллиона долларов.

 

Продажи Местных Продуктов Питания

Оценка местных продаж продуктов питания для той же группы кооперативных магазинов за 2012-13 годы. 

Доход фермеров - это та часть продаж, которая поступает производителю. Он рассчитывается как объем розничных продаж за вычетом розничной и дистрибьюторской маржи. На диаграмме показаны компоненты местных продаж: розничная маржа, маржа дистрибьютора и доход фермеров.

Для справки отметим, что в США в среднем фермеры и владельцы ранчо получают 15,8 цента с каждого доллара, который потребители тратят на еду дома и вне дома. (Служба экономических исследований Министерства сельского хозяйства США).

Города-побратимы являются ближайшим крупным рынком для производителей в регионе с несколькими штатами, и определение "местный" почти для всех магазинов включает продукты, поставляемые из Миннесоты и близлежащих штатов Айова, Висконсин, Северная и Южная Дакота. На практике большинство местных продуктов в кооперативной системе городов-побратимов поставлены с места производства в радиусе 400 км.  

 Продажи местных продуктов питания по категориям продуктов

В следующей таблице 5 приведены сводные данные за 2012-13 годы о продажах продуктовых категорий в 15 розничных магазинах, принадлежащих потребителям, в кооперативной местной продовольственной системе городов-побратимов.