МНЕНИЕ. Деньги – далеко не всегда эффективный стимул для внедрения органик…

МНЕНИЕ. Деньги – далеко не всегда эффективный стимул для внедрения органик…

Начальник управления развития экосистемы ОАО «Белагропромбанк» Дмитрий ПРИМАК (на снимке) – о роли органического сельского хозяйства для будущего агроэкономики нашей страны. Своим мнением специалист поделился во время тематического семинара «Сертификация органической продукции и процессов ее производства», прошедшего минувшим летом на базе НПЦ НАН Беларуси по продовольствию.

 

– Почему органик следует развивать в нашей республике? Если смотреть на перспективу, то данное направление в развитии АПК – стратегически верное, трендовое. Оно имеет неплохой потенциал с точки зрения бизнес-модели, поскольку мы видим растущий общемировой спрос на такую продукцию.

Да, есть бизнес, и он высоко маржинальный. При этом конкуренция усиливается. И создание единого, в том числе аграрного, пространства на просторах ЕАЭС усиленно подталкивает нас к более активному вовлечению в общемировой тренд именно белорусских производителей сельхозпродукции.

Со стороны банка мы определили 4 вектора, продвигаясь по которым, можем быть полезны непосредственно аграриями, своим клиентам. Однако, сегодня ситуация такова, что тема развития органического сельского хозяйства в Беларуси однозначно требует большей поддержки. Как со стороны регуляторных органов, так и Минсельхозпрода, финансовых структур, в этом заинтересованных – нашего банка, а также Банка развития.

Пока приходится констатировать: весь тот небольшой опыт, имеющийся в стране к данному моменту – наработанные технологий и процессов – накоплен благодаря усилиям аграриев-практиков. Наша академическая аграрная наука не обладает достаточными компетенциями, а знания, по сути дела, передаются из уст в уста. К сожалению, пока не существует эффективной свободной системы обмена информацией в данном сегменте. Но формировать ее нужно. Тем более, что, на наш взгляд, среди фермеров, клиентов нашего банка, есть те, которые, возможно, могли бы себя найти в этом деле.

С точки зрения технологий, учитывая нарастающие темпы цифровизации и прочие прогрессивные вещи в такой консервативной отрасли, как АПК, – есть немало инструментов, позволяющих сделать более легким вход даже в такие «узкие» сферы, как органическое сельское хозяйство. Мы сейчас у себя в банке формируем соответствующий набор комплексных сервисных услуг.

Еще одно направление – более активное участие, в первую очередь с применением тех компенсационных мер, которые позволяли бы производителям компенсировать затраты на ту же сертификацию.

Наконец, финансовая поддержка. Практика показывает, что даже наличие в республике действующих госпрограмм с льготами, то есть денег – не всегда является главным стимулирующим и помогающим развиваться фактором.

Несмотря на то, что в республике в нормативке прописаны определенные льготы для таких сельхозпроизводителей, те, кого это касается, нередко просто не подозревают о возможностях воспользоваться преференциями. Сейчас мы уже пришли к пониманию, что пора создавать в РБ Ассоциацию органического сельского хозяйства. Это позволит иметь центр компетенций, который будет синхронизировать интересы всех участников этого рынка в Беларуси, учитывать международную конкуренцию и опыт наших коллег из других стран.

Кроме того, органический подход в сельском хозяйстве оживляет и будет оживлять впредь спрос на тот фонд земель, которые долгое время не находились в сельхозобороте. Однако – имеют определенные преимущества для вовлечения в активное использование.

СПРАВОЧНО

На сегодня в республике разработана программа финансовой поддержки экологических проектов (ее осуществляют в сотрудничестве «Белагропромбанк» и Банк развития). Фермеры-органики, а также те сельхозпроизводители, которые заявились в переходный период, могут получить кредит под 9% годовых. «Это достаточно интересный инструмент, но, чтобы он реально заработал, конкретные сельхозпроизводители должны прежде для себя решить много вопросов, провести большую оргработу», – признал Д. Примак.

Источник фото: smebanking.agency