Новый Регламент ЕС по органическому сельскому хозяйству – общий обзор и основные акценты

Новый Регламент ЕС по органическому сельскому хозяйству – общий обзор и основные акценты

Современное органическое сельское хозяйство уже давно перестало быть «нишевым сегментом рынка», превратившись в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей аграрного сектора Евросоюза. Объем рынка органической продукции ЕС оценивается в 27 млрд. евро (рост на 125 % за десять лет), возделываемые по органическим технологиям площади сельхозугодий увеличиваются ежегодно на 400 тыс. га.

В настоящее время органическое сельское хозяйство регулируется многочисленными законодательными предписаниями и исключительными положениями, что делает нормативно-правовую базу в целом запутанной и непрозрачной, поэтому с точки зрения Европейской комиссии разработка стандартизированного и единого регламента ЕС является важным шагом, обеспечивающим соблюдение законности и стабильный горизонт планирования для органического сектора. Динамичное развитие отрасли также требует актуализации действующих предписаний, многие из которых были приняты более 20 лет назад.

После утверждения Советом аграрных министров ЕС и Пленумом Европейского парламента, новая версия Регламента ЕС, регулирующего органическое производство (EU-Ökoverordnung), вступит в силу с 1 января 2021 года. Таким образом, в распоряжении производителей, участников рынка и торговых партнеров будет достаточно времени, чтобы адаптироваться к новым нормативно-правовым требованиям.

Новый Регламент действует в отношении сельскохозяйственной продукции в живом и в не переработанном виде, включая семена и другой материал для размножения растений, а также в отношении переработанной продукции сельского хозяйства, используемой для продовольственных и кормовых целей. Переработанная продукция может маркироваться как «органическая» только при условии, что как минимум 95 % ее ингредиентов сельскохозяйственного происхождения произведены в соответствии с требованиями органического сельского хозяйства.

Значимым изменением является введение единого действующего на всей территории ЕС нормативно-правового регулирования, охватывающего весь органический сектор Евросоюза. Таким образом, продукция с органическим знаком ЕС гарантирует потребителям в любой стране Европейского союза одинаково высокое качество. Действие Регламента распространяется также и на аграриев из стран, не входящих в ЕС, желающих поставлять свою органическую продукцию на общеевропейский рынок.

Как заявляет Европейская комиссия, формулировка новых предписаний позволяет адаптировать действующие ранее исключения. При этом остается возможность введения исключений в обоснованных случаях (например, остается в силе временное разрешение на использование неорганических аналогов в случае дефицита ингредиентов из органического производства), однако в будущем исключения будут ограничиваться по времени, регулярно контролироваться и в случае необходимости распространяться на всех производителей. Это должно гарантировать единое нормативно-правовое регулирование для всех участников рынка. В будущем, как в отношении органических продуктов, так и в отношении органических производителей будут действовать одни и те же предписания. Для обеспечения большей эффективности контрольно-надзорные проверки будут проводиться без предварительного уведомления на уровне государств-членов ЕС.

Стандартная процедура хотя и предусматривает проведение ежегодных инспекций, однако новая версия Регламента учитывает также, что подобная частота проверок не всегда нужна для успешно действующих органических предприятий.

Таким образом, в отношении предприятий, у которых в течение трех лет подряд контрольные проверки не выявили причин для замечаний, ответственные ведомства могут изменить частоту контроля и проводить проверки раз в два года. Это позволит снизить бюрократическую нагрузку как на аграриев, так и на национальные органы контроля.

Ключевой проблемой нового Регламента является вопрос о допустимости остаточного содержания средств защиты растений в органической продукции. Германские отраслевые органические союзы и Германский крестьянский союз (DBV) высказывали в ходе разработки документа опасения, касающиеся недопустимости как такового «присутствия» остатков средств защиты растений в органической продукции. Выявление таковых признавалось бы виной сельхозпроизводителя, даже если на самом деле обстоятельства, приведшие к их наличию, лежали вне сферы его ответственности. В текущей версии Регламента этот пункт исключен и оставлено действующее на текущий момент положение, согласно которому сертифицированный органический производитель ни в коем случае не имеет права применять на возделываемых им культурах какие-либо запрещенные вещества (в т.ч. пестициды).

Новшеством являются предупредительные меры, которые участники рынка должны принимать для снижения риска случайного «загрязнения» пестицидами, используемыми на граничащих с органическими площадями сельхозугодиях, обрабатываемых по традиционным технологиям. Ответственными за контроль реализации данных мер являются соответствующие национальные ведомства. Потребители должны быть полностью уверенными, что при производстве продуктов, маркированных органическим знаком, пестициды не применялись целенаправленно. Также, что были предприняты все возможные предупредительные меры, чтобы минимизировать и без того низкий риск случайного попадания пестицидов. То, как покажет себя новый Регламент на практике, во многом зависит от содержания разрабатываемых подзаконных актов, обеспечивающих его реализацию. В связи с этим германские отраслевые союзы требуют обратить особое внимание на создание благоприятных рамочных условий для малых и средних органических предприятий, поскольку для них один и тот же объем административных издержек и затрат на прохождение контрольных проверок в расчете на единицу продукции будет выше, чем для крупных предприятий.

Российские сельхозпроизводители, желающие экспортировать органическую продукцию в ЕС, могут получить доступ на рынок ЕС двумя альтернативными путями: либо Россия и ЕС заключат соглашение о взаимном признании в сфере производства и контроля органической продукции, либо российские аграрии будут вести свое производство в соответствии с требованиями нового Регламента ЕС, регулирующего органическое производство. Поскольку в России в настоящее время ведется активное политическое обсуждение разрабатываемых нормативно-правовых условий деятельности органического сельского хозяйства в целях взаимовыгодной торговли органической продукцией, имеет смысл гармонизация нормативно-правовой базы.

Р.S. Новый Регламент ЕС по органическому сельскому хозяйству на английском языке доступен на сайте Национального органического союза по ссылке . По предварительной информации Регламент будет переведен на русском язык к февралю 2018 г.