Олег Мироненко: закон об органике необходимо принять в ближайшее время

Олег Мироненко: закон об органике необходимо принять в ближайшее время

Исполнительный директор «Национального органического союза», Олег Мироненко рассказал журналистам о проблемах, связанных с законодательной базой по применению органической продукции на российском рынке сельхозпродукции.

- Олег Викторович, что происходит с законодательством, когда надо ожидать принятия закона о производстве и переработке органических продуктов, будет ли он принят в ближайшее время?

 В конце апреля состоялась встреча главы государства с представителями деловых кругов, на которой руководитель «АгриВолги» Андрей Молев высказал пожелание об ускорении принятия данного закона. Президент дал поручения правительству и своему помощнику Андрею Белоусову «подтолкнуть» закон и принять его в ближайшее время.

По результатам совещания было подписано распоряжение президента, в рамках которого до середины июня правительству поручено отчитаться о внесении закона в Госдуму. К сожалению, это поручение пока не было выполнено, так как не было закончено согласование с Минюстом. Хотя со всеми остальными федеральными органами исполнительной власти данный закон согласован. Планируется, что он будет передан в Госдуму в сентябре и до конца года будет принят. Данный закон должен запустить принятие целого ряда подзаконных актов и внести изменения в некоторые существующие, также он переведёт три ГОСТа, которые на сегодняшний момент действуют в области органики, в разряд национальных стандартов, обязательных к применению при производстве органической продукции.

- Расскажите о стандартах : как они действуют, соответствуют ли они международным стандартам?

- На сегодняшний момент принято три стандарта. Каждый из них регулирует свою часть в органическом производстве.

Первый - это термины и определения, которые вводят основной понятийный аппарат, применяемый в производстве органической продукции. Данный ГОСТ является переводом стандарта ЕС, поэтому он полностью эквивалентен европейским стандартам.

Второй ГОСТ - это правила производства, переработки, хранения и транспортирования органической продукции. Они распространяются только на пищевую продукцию. Отмечу, что на этом этапе законодательство разрабатывается только для данного типа продукции. Однако в дальнейшем нам необходимо будет принять стандарты и для других видов органической продукции. Второй ГОСТ также является переводным, но исходя из уровня развития органического сельхозпроизводства в России, он прошёл адаптацию к существующим российским условиям. В результате уровень его эквивалентности европейскому стал приблизительно 70%. Наша задача - довести уровень эквивалентности со стандартом ЕС в ближайшие пять лет до 95%. Это задача, которую мы будем решать как раз в тот момент, когда будет принят закон и когда появятся предпосылки для дальнейшего развития органики в России. По такому пути шли все страны, являющиеся лидерами органического производства в мире (5% несоответствия между различными органическими стандартами в мире - это национальные особенности, характерные для каждой из стран- прим. автора).

Третий ГОСТ - «Порядок проведения добровольной сертификации органического производства». Этот ГОСТ полностью эквивалентен европейскому, поэтому дальнейшего его совершенствования не планируется.

Хотелось сразу отметить, что второй ГОСТ будет действовать до 31 декабря этого года. С 1 января следующего года в силу вступит межгосударственный ГОСТ, который принят на уровне ЕАЭС. На сегодняшний момент к нему присоединились две страны, кроме России, - Киргизия и Таджикистан. Сейчас в рамках различных рабочих групп обсуждается возможность присоединению к нему Белоруссии и Казахстана.

Достаточно важной частью дальнейшего развития законодательства является признание межгосударственного стандарта на уровне мирового сообщества. Основным экспертом в этой области является IFOAM (Международная федерация органического сельскохозяйственного движения), которая уполномочена проводить специализированный анализ вновь появившихся стандартов на соответствие мировым стандартам в области органики. Сейчас такая работа ведется совместно с Казахстаном и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН. ГОСТ переводится на английский язык и до конца года будет отправлен в IFOAM на анализ. После этого - если все будет в порядке, а у нас в этом нет сомнения, - наш стандарт попадет в перечень международных стандартов, признаваемых IFOAM. Это будет первым шагом для взаимного признания с другими странами с точки зрения стандартизации. В дальнейшем мы планируем, что по мере развития органического сельского хозяйства в России и других странах ЕАЭС через пять лет межгосударственный стандарт станет эквивалентен международным, и мы сможем начать процесс взаимопризнания органических продуктов с другими странами. Но первый шаг мы совершаем уже сейчас.

 - Запустятся ли все механизмы, которые позволят закону вступить в действие целиком? Не окажется ли так, что закон будет «мертворожденным», так как ряд статей не смогут действовать по каким-либо внешним причинам?

- В законе прописано, что он вносит изменения в ряд законодательных актов, например, «О развитии сельского хозяйства», «О землеустройстве».

Кроме этого, он запускает целый ряд мероприятий, которые раньше в России не осуществлялись.

Во-первых, введение единого графического изображения (знака) на органическую продукцию и установку запрета на маркировку и оборот органической продукции, которая не прошла процедуру сертификации соответствия производства органической продукции. Как только закон будет принят, Минсельхоз запустит процесс появления национального знака. Какие механизмы для этого будут использованы, пока говорить рано. После его появления потребитель, приходя в магазин, будет видеть национальный графический знак на этикетке. Главное в этом процессе, чтобы человек начал этому знаку доверять.

Второе: закон закрепляет действие системы добровольной сертификации органических производителей, а также обязательную аккредитацию органов по сертификации в национальной аккредитационной системе. Для того чтобы не оказалось так, что закон принят, а на рынке не оказалось ни одной сертификационной компании, аккредитованной в Росаккредитации, Национальный союз начал прорабатывать вопрос уже сейчас.

Первая компания, которая на сегодняшний момент начала процесс аккредитации - это «Органик эксперт». В качестве первого шага она прошла аккредитацию в Национальном органическом союзе, потому что Союз является держателем системы добровольной сертификации, используемой компанией. А лишь затем она начала процесс в Росаккредитации. Мы думаем, что осенью «Органик эксперт» закончит это дело. Таким образом, будет двойная аккредитация с двойной системой контроля. За этой сертификационной компанией, скорее всего, пойдут еще одна-две.

Мы надеемся, что на момент вступления закона в действие в России уже будут как минимум две-три аккредитованных сертификационных компании, которые будут работать в полном соответствии с российским законодательством. Российская аккредитация - первый шаг, далее необходимо будет делать международную. Это повышает доверие потребителя к сертификационным компаниям, потому что система контроля осуществляется не только на российском уровне, но и на международном.

Третье: будет создан единый государственный реестр органических производителей, что даст возможность любому потребителю, приходящему в магазин, по номеру сертификата проверить, существует ли такая компания, на что она сертифицирована. Это должно повысить доверие потребителя к органическому продукту.

Последнее: закон устанавливает формы и методы государственной поддержки производителей органической продукции. Это даст сектору различные субсидии, которые позволят снизить цену на товары на полке, так как позволят снизить затраты производителей при переходе от обычного сельхозпроизводства к органическому. Государственные субсидии позволят большому количеству небольших сельхозпроизводителей безболезненно прийти в эту область. Появится конкуренция, мы получим большее количество товаров на полке, и как результат - снижение цены на органическую продукцию.

Мы надеемся, что благодаря работе правительства, государственных органов и общественных объединений нам удастся этот сектор развить и прийти к показателям стран, лидирующим в этом секторе сельского хозяйства.

К 2025 году мы способны догнать Европу по объему рынка производства. И более того - наладить экспорт нашей продукции в другие страны, так как сегодня многие европейские страны нуждаются в этом экспорте, потому что рост потребления органики в ряде стран Европы выше, чем уровень её производства. Мы можем стать не только страной, потребляющей органику, но и экспортирующей ее во многие страны мира.