«Про бизнес» и Альфа Банк в Беларуси продолжают совместный проект «Рабочая группа». В серии прямых эфиров мы разбираем реальные кейсы малого и среднего бизнеса. Ведущие Дмитрий Альфер («Про бизнес») и Евгений Задоренко (Альфа Банк в Беларуси) вместе с экспертами помогают компаниям найти слабые места, дают советы по развитию и отвечают на самые злободневные вопросы предпринимателей.
На этот раз разбираем кейс магазина органических продуктов и косметики «ЭкаЕжа». Одна из соучредительниц проекта Виктория Сорокина обратилась в «Рабочую группу», чтобы найти способ увеличить выручку компании и привлечь больше покупателей в магазин, который ориентирован на узкий сегмент аудитории.
Партнер сезона «Рабочая группа 2.0» ― Альфа Банк в Беларуси.
Эксперты выпуска:
- Александр Паньков, управляющий партнер КГ «Здесь и Сейчас»;
- Сергей Казак, директор по маркетингу и развитию бизнеса Artox Media Digital Group
О магазине «ЭкаЕжа»
Магазин «ЭкаЕжа» занимается продажей фермерских и экологически чистых продуктов с органическими сертификатами. В бизнесе два направления работы: продажи в розницу и оптом.
Ключевые клиенты — женщины 30−50 лет. В основном за покупками приходят те, кто сосредоточен на своем здоровье, а также люди со средним и высоким достатком, для которых важно употреблять в пищу качественные органические продукты. Также значимым сегментом аудитории являются люди с проблемами со здоровьем, которым критически важно соблюдать определенные рационы питания.
Сейчас у компании около 100 клиентов, около 70% — делают заказы с периодичностью раз в 2−3 недели. Средний чек сделки — около 80 бел. руб. (около 30 $) для розничного направления.
Основные каналы маркетинга — Instagram, размещение товаров в крупных торговых сетях, контекстная реклама в Google, а также «сарафанное радио» — т.е. рекомендации покупателей. Затраты на продвижение — минимальные: последний раз в январе 2022 года компания потратила около $ 150−200 на рекламу за месяц. Но покупки совершили всего 3−5 человек. В данный момент магазин запускает рекламу только в Instagram, но не регулярно.
В отделе продаж компании — 3 человека, а весь штат — всего 4 человека. В среднем в месяц по розничному направлению компания генерирует выручку около 15−20 тыс. бел. руб. (около $ 5900−7880).
Поэтому сооснователь «ЭкаЕжа» Виктория Сорокина обратилась к экспертам со следующими вопросами:
- Как сделать выбор: развивать оптовое направление или фокусироваться на физлицах?
- Какие каналы маркетинга лучше использовать для достижения максимального результата?
- Как восстановить ассортимент товара от иностранных поставщиков?
- Как рекламироваться без бюджетов?
Рекомендации экспертов
- Больше работать над донесением ценностей до аудитории.
Эксперты уверены, что магазину нужно выстроить более активную и напористую коммуникацию с аудиторией, постепенно расширяя ее. Проект может продвигать собственную экспертизу, рассказывать пока не вовлеченным людям об органических продуктах.
Сейчас целевой сегмент — очень узкий, поскольку покупателями становятся в основном уже вовлеченные люди. С остальными требуется дополнительно работать: информировать о продуктах и ценностях через сайт, социальные сети, личные блоги, участвовать в тематических мероприятиях, готовить публикации на различных ресурсах и в СМИ.
- Усилить эффект «сарафанного радио».
Уже сейчас многие покупатели обращаются в магазин по рекомендациям знакомых. Это один из ключевых каналов расширения аудитории. Однако, соучредители могут усилить его, если будут стимулировать своих покупателей привлекать новых клиентов. Например, за отзывы с отметками в соцсетях можно предлагать небольшую скидку на следующую покупку. Или запустить программу лояльности для семей, друзей, компаний и т.д. Компания может управлять «сарафанным радио» и привлекать больше клиентов, если мотивирует аудиторию рассказывать о проекте.
- Расширить аудиторию за счет клиентов с разными запросами.
Сейчас «ЭкаЕжа» — это скорее проект про любовь, чем про бизнес. Поэтому все усилия компании нацелены на узкий сегмент аудитории. Эксперты уверены, что тематикой здорового питания интересуется около 10 тыс. человек в Беларуси, исходя из статистики поисковых запросов. Это небольшой сегмент аудитории, который ограничивает рост бизнеса.
По мнению экспертов, магазину стоит сконцентрироваться на более распространенных запросах клиентов — например, на желании подобрать рацион при проблемах со здоровьем или желании похудеть. Аудитория с такими «болями» гораздо более многочисленна.
- Начатьколлаборации со специалистами и блогерами.
Магазин может привлекать клиентов за счет коллабораций со специалистами и блогерами — например, диетологами и врачами, экоактивистами, сторонниками разумного потребления. Популярный в социальных сетях инфлюенсер может привести несколько десятков клиентов при разовом сотрудничестве, а при постоянном — можно получить стабильный поток лояльной аудитории.
- Подумать над расширением ассортимента.
Магазин может привлекать больше товаров, которые интересны целевой аудитории, а также предложить покупателям полуфабрикаты, которые соответствуют стандартам. Это может повысить средний чек и выручку компании и дать ей возможность больше вкладывать в маркетинг и дальнейшее развитие.
Смотрите полный выпуск на нашем YouTube-канале: