Оптимистичные новости о росте рынка органических продуктов питания в Великобритании могут вводить в заблуждение

Оптимистичные новости о росте рынка органических продуктов питания в Великобритании могут вводить в заблуждение

Сезар Реворедо-Гиха и Аделина Гшвандтнер анализируют данные и обнаруживают, что в случае органического мяса более высокие цены могут объяснить увеличение продаж, поскольку количество сокращается. По их мнению, если Великобритания заинтересована в стимулировании роста органического сектора, она должна  развивать свою цепочку поставок, одновременно расширяя спрос и увеличивая предложение.


 

Растет интерес к производству продуктов питания, которые являются более экологически чистыми, как показано в отчете Ассамблеи граждан ( Assembly Citizens, 2020 ), где в шестой главе говорится о еде, которую мы едим, и о том, как мы используем землю.

Органическое производство соответствует этим экологическим интересам, потому что продукты питания производятся с использованием методов, которые циклируют ресурсы, способствуют экологическому балансу и сохраняют биоразнообразие. Более того, использование некоторых пестицидов и удобрений в процессе земледелия ограничено. Что касается органического животноводства, по сравнению с традиционным производством, оно характеризуется доступом к внешнему (наружному) пространству, более низкой плотностью поголовья, отсутствием стимуляторов роста, более длительными периодами вывода и производством кормов на ферме.

Несмотря на вышеупомянутые характеристики, доля органического сектора по сравнению с обычным сектором остается довольно небольшой. Более того, это контрастирует с часто показываемыми оптимистичными новостями о секторе, такими как «бум продаж органических продуктов питания и напитков в Великобритании во время изоляции» ( The Guardian, 2020 ). В этой статье мы исследуем органические продукты, уделяя особое внимание органическому мясу.

Положение с органическим мясом

На рисунках 1–4 представлена ​​динамика индексов цен и количества с 2013 по 2020 год на говядину, баранину, свинину и птицу. Ситуация с говядиной, бараниной и свининой весьма схожа - для них характерны тенденции, которые показывают рост цен и снижение закупаемых объемов. Напротив, цены на птицу оставались стабильными, в то время как количество увеличивалось.

Рис. 1. Индексы цен и количества органической говядины в Великобритании

Источник: собственная разработка на основе данных Kantar Worldpanel.

В случае говядины среднегодовые среднемесячные темпы роста цен за весь период составили 3,3%, в то время как такие же темпы роста объемов говядины составили -10,5%. На баранину темп роста цен, как и на говядину, составил 3,3%, но объемы снизились более значительно (на 14,2%). Цены на свинину выросли на 8,8%, а объемы снизились только на 4,1%. Цены на органическую птицу выросли за период на 0,4%, а в натуральном выражении - на 6,9%.

Рис. 2. Индексы цен и количества органических ягнят в Великобритании.

Источник: собственная разработка на основе данных Kantar Worldpanel.

Рисунок 3. Великобритания - индексы цен и количества экологически чистой свинины

Источник: собственная разработка на основе данных Kantar Worldpanel.

Рисунок 4: Великобритания - индексы цен и количества органической птицы

Источник: собственная разработка на основе данных Kantar Worldpanel.

Несмотря на то, что тенденции цен и количества важны, доли рынка также важны, поскольку они указывают на степень проникновения органических продуктов в домохозяйства. На Рисунке 5 показаны диаграммы по группам мяса и дохода. Из графиков ясно видны два аспекта: во-первых, они показывают, что все виды мяса, за исключением свинины, имеют проникновение (то есть доли), которые увеличиваются с группами доходов. Второй аспект - все доли ниже 5%.

Рисунок 5. Великобритания - проникновение на рынок органических мясных продуктов по группам доходов

Что делать?

Вопреки некоторым новостям о прогрессе в органическом секторе, данные показывают, что в случае рынка органического мяса любое увеличение стоимости продаж было в основном связано с ростом цен, а не с потреблением (количеством) потребителями. Как показано, это не то, что меняется, если данные анализируются по доходным группам. Рост цен и относительно низкий ассортимент и доступность органических пищевых продуктов в супермаркетах Великобритании являются потенциальными причинами наблюдаемого снижения потребляемого количества экологически чистого мяса (например, Gschwandtner 2018 ).

На наш взгляд, данные показывают необходимость - если есть интерес в содействии росту органического сектора - развития его цепочки поставок, одновременно расширяя спрос и увеличивая предложение в этом секторе. Интересно, что это соответствует недавно опубликованному плану для органического сектора для ЕС-27 (т.е. ЕС, 2021 ).

«План действий по развитию органического сектора: на пути к 2030 году» является важной частью Европейского зеленого курса, который занимает центральное место в политической повестке дня Европейской комиссии по созданию устойчивой и климатически нейтральной Европы. Согласно этой повестке дня, органическое сельское хозяйство должно обеспечивать достижение этих экологических целей за счет устойчивого использования природных ресурсов и процессов.

План действий (ЕС, 2021), обнародованный 25 марта, разделен на три оси, а именно: (1) органические продукты питания / продукты для всех: стимулирование спроса - обеспечение доверия потребителей; (2) на пути к 2030 году: стимулирование конверсии и укрепление всей цепочки создания стоимости; и (3) подавать пример: повышение вклада органического земледелия в устойчивость.

Фактические меры, предложенные ЕС для решения вышеуказанных вопросов, включают поощрение органического земледелия и его логотипа, продвижение использования органических продуктов в столовых и в рамках школьных программ, а также содействие вкладу частного сектора, что является необходимым сочетанием толкай и тяни. Если высокие цены вызваны высокими средними затратами, то при расширении уровня производства следует использовать эффект масштаба, но это возможно только при постоянно растущем спросе.

Дополнительными затратами для органического сектора является демонстрация того, что он соблюдает все необходимые протоколы, и, конечно же, есть все проблемы, связанные с асимметрией информации и предотвращением мошенничества (особенно, если сектор расширяется). Таким образом, меры по развитию сектора будут сопровождаться действиями по предотвращению мошенничества с пищевыми продуктами и улучшению отслеживаемости, как в случае с планом ЕС.