Органическая продукция. Основные требования

Органическая продукция. Основные требования

Молодое поколение россиян в заботе о своем здоровье предпочитает органические продукты, изготовленные или выращенные без применения синтетических удобрений и пестицидов, химических и биологических добавок. Продажи экологически чистых товаров в России за последнее десятилетие выросли втрое. Plus-one.ru рассказывает, какие требования к органической продукции применяются в России.

Нормативно-правовое регулирование

Долгое время в России органическое производство юридически никак не регулировалось. Как правило, ссылки на «экологичность» продукта были рекламным ходом.

До 2020 года нормативно-правовая система России в сфере органической продукции представляла собой ряд ГОСТов и стандартов, в том числе и международных. Однако эту систему нельзя было назвать адекватным регулированием рынка из-за отсутствия жесткого государственного контроля за соблюдением этих стандартов.

Закон об органической продукции

В 2020 году ситуация изменилась — 1 января в силу вступил закон об органической продукции.

Во-первых, благодаря ему в стране появились более высокие стандарты органической продукции. Закон ввел обязательное разделение производства, хранения и транспортировки органических пищевых продуктов от неорганических, запретил использование стимуляторов роста и агрохимикатов, которые производятся не в соответствии с российскими и международными стандартами.

Во-вторых, была введена сертификация органической продукции. С 2020 года производители, проводившие сертификацию органических продуктов питания, имеют право наносить на упаковку соответствующую отличительную этикетку.

Органическая продукция: что это такое

ГОСТ на органическую продукцию от 2014 года определяет органический продукт как «продукт в натуральном или переработанном виде, произведенный из сырья растительного и животного происхождения, выращенного в зонах для ведения органического сельскохозяйственного производства».

Органическая продукция бывает трех видов:

1. Продукты питания
2. Одежда
3. Средства личной гигиены

Продукция всех трех видов производится из материалов, полученных в результате органического сельского хозяйства. Ее использование может оказать положительное влияние на психическое и физическое здоровье человека, а также на окружающую среду. Натуральные продукты питания полезнее обычных, и это основная причина повышенного спроса на них в последнее десятилетие.

Основные требования к производству

Большинство требований к производству органической продукции в России закреплены в законе от 2020 года. Под запрет попали химические удобрения, пестициды, антибиотики, гормоны роста. В готовой еде из органической продукции не должно быть загустителей, красителей, стабилизаторов, растительных жиров вместо животных, когда они полагаются по рецепту. В то же время допускается использование пищевых добавок, ароматизаторов, усилителей вкуса, микроэлементов, витаминов, аминокислот, разрешенных в России.

Действует и запрет на трансплантацию эмбрионов, клонирование и методы генной инженерии, а также на производство продукции с использованием генетически модифицированных и трансгенных организмов. Отбор пород или видов скота должен производиться с учетом их приспособляемости и устойчивости к болезням.

Одежда, изготовленная из сырья, полученного органическими методами, является более качественной. Она легче поддается переработке и, следовательно, меньше вредит природе. Химические вещества в средствах личной гигиены могут вызвать гормональные нарушения, аллергию, бесплодие, поэтому для поддержания здоровья человека важно использовать органические средства личной гигиены.

Порядок маркировки экологически чистых товаров

Как и раньше, этикетку «экологичный товар» может прикрепить любой доброволец. Но легальную сертификацию могут проводить только специальные независимые сертифицирующие организации.

Российская маркировка «Листок жизни» гарантирует, что весь жизненный цикл товара от начала его производства и до завершения утилизации совершенно безопасен для людей и окружающей среды.

Помимо этой маркировки, в наших магазинах встречаются и другие — «Голубой ангел» (Германия), «Северный лебедь» (Скандинавские страны), «Европейский цветок» (страны ЕС) и другие. Все они говорят о том, что товар действительно экологически чистый.

Маркировки «ОРГАНИК» и EU Organic («Евролист») на товаре означают отсутствие в нем синтетических добавок, но не гарантируют экологичность упаковки.

Если вас беспокоит подлинность экосертификата, вы можете проверить его с помощью приложения Ecolabel Guide, скачав его в App Store или Google Play.