Почему импортеры готовы покупать российскую органическую продукцию

Почему импортеры готовы покупать российскую органическую продукцию

Денис Гонтарь (СЗФО)

Оборот российской органической продукции по итогам 2021 года превысил 16 миллиардов рублей. Сегодня производители в регионах Северо-Западного федерального округа по-прежнему работают с импортерами, несмотря на санкции Евросоюза. Основные проблемы возникают с логистикой и продвижением органических брендов на внутреннем рынке страны. Справляться с вызовами аграриям помогают меры господдержки.

Новый этап активного развития органического сельского хозяйства в России начался с 1 января 2020 года, когда вступил в силу 280-й Федеральный закон "Об органической продукции". Он позволил выстраивать государственную инфраструктуру для органики. Раньше она развивалась по принципу саморегулирования, однако возможностей и мощностей у хозяйств не хватало. Органическая продукция также недостаточно популяризировалась среди жителей страны. В результате борьба за потребителя была проиграна, а на полках магазинов можно было наблюдать засилье гринвошинга или так называемого зеленого фейка, когда обычную фермерскую продукцию маркировали под органическую. Новый закон позволил эту ситуацию переломить.

Впрочем, органика по-прежнему занимает незначительную долю рынка - всего 0,14 процента от всей российской продукции. Связано это с достаточно дорогими производственными процессами, которые влияют на цену конечного продукта.

В регионах СЗФО по состоянию на июль 2022 года сертифицированы лишь девять органических производств, которые сосредоточены в Новгородской, Вологодской, Калининградской областях и Санкт-Петербурге. В основном это предприятия пищевой промышленности, растениеводства и животноводства.

В Калининградской области официальную сертификацию прошло только одно органическое производство, изготавливающее детское питание, соки и напитки. При этом продукция завода соответствует не только российским, но и международным регламентам и стандартам пищевой безопасности, что позволяет поставлять ее за границу.

- В 2021 году завод произвел более 2,5 миллиона банок готовой органической продукции, а объем переработанного сырья составил 350 тонн, - пояснила министр сельского хозяйства Калининградской области Наталья Шевцова. - К сожалению, сегодня в регионе, помимо упомянутого завода по производству детского питания, отсутствуют сельхозпроизводители, продукция которых имеет статус органической. Инвесторов, заинтересованных в развитии данного направления, мы также пока не наблюдаем. Поэтому действующая госпрограмма Калининградской области "Сельское хозяйство и рыболовство" не предусматривает отдельных мер поддержки для органиков. Однако аграрии могут получить необходимую помощь по линии регионального фонда поддержки предпринимательства на проекты по импортозамещению, локализации производств или обеспечению логистической безопасности региона.

В Роскачестве полагают, что развивать органические производства на территории западного эксклава страны тяжело из-за географического положения и непростой геополитической обстановки. При этом потенциал у региона большой.

Особое внимание все же необходимо уделить популяризации органических брендов на территории России, устойчивый спрос на которые сегодня отсутствует

В Вологодской области органические хозяйства начали активно производить иван-чай. В правительстве региона подчеркнули, что сельхозпроизводителям предоставят статус масштабных инвестпроектов. В Минсельхозе России уже рассматривают инициативу о присвоении знаменитому русскому напитку официального статуса сельхозпродукции.

- У производителей иван-чая амбициозные планы. Для этого есть все предпосылки: земли для выращивания, кадровый потенциал, транспортная инфраструктура, наличие бренда "Настоящий Вологодский продукт". Производство иван-чая позволит укрепить продовольственную безопасность Вологодчины и России, - отметил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

Концепция развития отрасли, по мнению властей региона и компании-производителя иван-чая, позволит получать до ста миллиардов ежегодной выручки.

Эксперты полагают, что перспективы экспорта у российской органики большие. За рубежом потребитель по-прежнему готов покупать такую продукцию задорого. Основная трудность заключается в ее вывозе из-за усложнившихся логистических цепочек. Однако следует понимать, что зарубежному покупателю нужна локальная органическая продукция, произведенная из натурального российского сырья.

- По этой причине мы не увидим за границей наших отечественных органических брендов. Однако, например, в той же Германии хлеб, пюре или сок будут произведены из российского зерна, овощей и фруктов. Это нормальная практика, и ничего плохого в ней нет, - подчеркнул директор некоммерческого фонда "Органика" Вячеслав Федюнин. - Органика в целом довольно локальная, интерес к ней проявляют в основном небольшие хозяйства, для которых соотношение цены и качества является приоритетным с точки зрения сохранения позиций на рынке. Для крупных агрохолдингов быть органиками, наверное, не очень выгодно, если речь идет о доходах, расходах и перспективах развития.

Глава "Органики" также добавил, что особое внимание необходимо уделить популяризации органических брендов в стране, устойчивый спрос на которые сегодня отсутствует.