Продажи органики в России могут к 2030 году увеличиться более чем в 10 раз. Одним из первых в стране такое производство запустил агрохолдинг «АгриВолга». Его гендиректор Елена Яшаева рассказала СберПро Медиа о том, каковы перспективы этого направления и какую роль играет господдержка.
Почему продажи органической продукции растут
Мы видим всё большее внимание потребителей к такой продукции, поскольку она позволяет повысить качество питания, предполагает более гуманное обращение с сельскохозяйственными животными, меньше вредит окружающей среде и т. д.
Значительное влияние на этот сектор оказал вступивший в 2020 году в силу закон, который определил критерии отнесения продукции к органической и ввёл правила для её производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации. Также появился государственный реестр производителей, национальный знак «Органик», который получают только сертифицированные компании. Теперь и потребители, и ритейлеры могут верифицировать производителя, и поэтому к такой маркировке больше доверия. Это в том числе помогает отделить такую продукцию от товаров, которые позиционируются как эко- и биопродукты, но они ничего общего не имеют с органикой.
Что не используется при производстве органики:
За последние два года производителей органики стало больше: если раньше появлялось от 5 до 10 новых компаний в год, то начиная с 2020-го темп прироста ускорился, и сейчас в государственном реестре уже 152 компании.
Какие «зелёные» технологии использует «АгриВолга»
Идея двигаться в направлении органического сельхозпроизводства принадлежит собственнику «АгриВолги» (выпускает мясную и молочную продукцию под брендом «Углече Поле») Сергею Бачину, который организовал производство на базе нескольких колхозов в Ярославской области ещё 15 лет назад.
Наши животные пасутся на вольных пастбищах и сами могут отправляться на поле, а потом возвращаться. Так они испытывают меньше стресса и реже болеют, что позволяет снизить использование различных ветпрепаратов.
Для борьбы с сорняками у нас предусмотрен особый подход к севообороту. В первые годы на поле, которое пока ещё находится в переходном периоде (время, когда в течение трёх лет нельзя использовать химию для перевода земли из индустриального статуса в органический), хозяйство выращивает однолетние травы или смешивает однолетние травы с многолетними. В первый год мы собираем урожай однолетних культур (как правило, это зерновые), а в следующие 2—3 года — многолетние травы, например клевер. Клевер забивает сорняки, и если они появляются в дальнейшем, то значительно в меньшем объёме.
Как органика стала доступнее
Также в этом году мы начали развивать агротуризм для продвижения нашей продукции. Теперь туристы могут посетить ферму и понаблюдать за процессом — от выпаса животных до производства готовой продукции на заводе. В дни, когда мы принимаем туристов, продажи в магазине в Угличе увеличиваются на 10—20% по сравнению с обычными днями.
Как влияет господдержка
Кроме того, в этом секторе на начальном (переходном) этапе очень низкая рентабельность, ведь для того, чтобы выстроить процессы производства в соответствии со всеми правилами стандарта, хозяйству требуются приложить немало времени, сил и средств. Один лишь процесс сертификации земель может растянуться до трёх лет, в этот период предприятие уже должно полностью отказаться от использования минеральных удобрений и химических средств защиты растений, заменив их биопрепаратами и природными методами защиты, выстроить процессы севооборота и обработки почвы. То есть на первых порах органическое предприятие несёт гораздо большие затраты на выращивание, чем индустриальное.
Российский рынок органики, млн евро
В ряде регионов местные власти поддерживают производителей: субсидируют сертификацию (затраты бизнеса на неё могут достигать нескольких миллионов рублей) и покупку биоудобрений.
95% составляет доля частных инвестиций в органику в России, по данным НОС
Но для активизации перехода на органическое производство нужны системные меры на федеральном уровне: субсидирование сертификации производства и самой продукции, закупки биоудобрений, политровая и погектарная поддержка. Это может дать производителям органической продукции новый стимул для развития.
Ключевые этапы для начала производства органики
- Приобретение земли.
- Конверсионный период. Он длится три года, в это время нельзя использовать химикаты и удобрения при выращивании сельхозкультур для получения «органического» статуса.
- Сертификация земли и производственных объектов (для этого необходимо соблюсти требования, изложенные в законе об органической продукции).
- Поиск наиболее перспективного рынка сбыта. Важно, чтобы он находился близко к производству для снижения логистических затрат. Наиболее крупными рынками в последние годы были Москва и Санкт-Петербург, на их долю приходилось около 65—70% продаж (из них примерно 70% занимает Москва). При этом наблюдался рост числа органических магазинов в Ярославле, Ростове-на-Дону, Уфе, Краснодаре и Воронеже.