Продажи органических продуктов питания растут быстрее обычных

Продажи органических продуктов питания растут быстрее обычных

Екатерина Бурлакова

Продажи органических продуктов питания за 12 месяцев (с мая 2020 г. по апрель 2021 г.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 13% в денежном выражении. Такие данные приводит исследовательская компания NielsenIQ. Они вдвое обогнали обычные продукты питания, которые за тот же период прибавили только 6%. Цифры в натуральном выражении компания не указывает, само исследование проведено впервые. По данным Национального органического союза, продажи органических продуктов по итогам 2020 г. составили 192–194 млн евро, это на 15–18% больше, чем годом ранее. Темпы роста при этом увеличились: например, в 2019 г. этот показатель составлял только 10–12%.

Органической по российскому законодательству считается продукция, произведенная без использования агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и т. д. По мнению исполнительного директора Национального органического союза Олега Мироненко, активизация продаж в этом сегменте связана в том числе с пандемией коронавируса: люди стали чаще готовить дома, а потому они больше обращали внимание на свойства продуктов и в целом больше заботились о здоровье. Представитель Роскачества (выдает такие сертификаты) тоже объясняет рост этого рынка пандемией: продукция, связанная со здоровым образом жизни, стала популярнее.

Самым быстрорастущим органическим продуктом стала водка, указывает NielsenIQ. Ее продажи за этот период увеличились на 36%. Мироненко объясняет такой рост тем, что в 2020 г. крупнейшие экспортеры органической пшеницы приостановили поставки за рубеж. Россельхознадзор вводил требование о химическом обеззараживании (фумигации) перед вывозом, напоминает он. А в Европе сельхозтовары с такой обработкой не признают органическими. В итоге пшеница была продана на внутреннем рынке, в том числе и производителям спирта. Ее покупал, к примеру, Росспиртпром. Его представитель рост спроса на органический спирт подтверждает. Он прогнозирует, что по итогам текущего года отгрузки превысят прошлогодние показатели примерно на 20%.

Органика и правда стала модной у производителей водки: наличие такой сертификации позволяет выпускать премиальную продукцию, говорит исполнительный директор Союза органического земледелия Сергей Коршунов. Часто наличие сертификата «органик» позволяет продавать продукцию на 20% дороже, согласен Мироненко. По данным Единого государственного реестра производителей органической продукции, сертификаты уже получили, например, завод «Георгиевский. Традиции качества» (входит в Beluga Group), ликероводочный завод «Саранский», Иткульский спиртзавод (входит в Marussia Beverages) и т. д. У Алкогольной сибирской группы пока нет водки с такой сертификацией, но есть «Пять озер Organic Filtered», которая проходит фильтрацию органическим льном, рассказывает генеральный директор этой компании Сергей Лебедев. В дальнейшем компания рассматривает возможность выпускать премиальную органическую водку (от 500 руб. за бутылку): потребители этого сегмента разбираются в тонкостях такой продукции и готовы за это платить, отмечает Лебедев.

Но с точки зрения развития рынка органики это вряд ли перспективно: у водки высокая степень переработки сырья и его свойства практически не влияют на качество продукта, говорит Коршунов. По его мнению, будущее этого сегмента, например, за овощами, фруктами и вином. По данным Единого государственного реестра, сертификаты на такую продукцию получили уже 74 компании, в их числе производитель кофе Paulig, агрохолдинг «АгриВолга», Nestle, Hipp и др.

Среди виноделов первым такой сертификат получило предприятие «Терруар» Павла Швеца. По словам бизнесмена, он изначально строил предприятие по органическим стандартам, а документ лишь это подтвердил. Он считает, что таких принципов должен придерживаться «любой ответственный бизнес». Кроме того, органическое земледелие наносит минимальный вред почве, что позволяет в долгосрочной перспективе более эффективно ее использовать.

В крупных торговых сетях ситуация иная. За 2020 финансовый год (завершился 1 апреля) общий прирост по органическим товарам составил 5% по отношению к 2019 г., а число товарных позиций увеличилось на 6,5%, говорит представитель «Азбуки вкуса». Наибольший рост показали овощные и фруктовые чипсы и снеки, питьевые йогурты, смеси из сухофруктов и орехов. Продажи органической водки прибавили лишь 3,5%, среди алкогольных напитков самым популярным стало розовое органическое вино (+255%), добавляет он. У «Перекрестка» взрывного роста не было, отмечает его представитель. У «Ашана» самым быстрорастущим органическим продуктом стало детское питание, продажи выросли на 19%.

Доля основных категорий сертифицированной органической продукции пока невысокая: она составляла лишь 0,1% в товарообороте крупнейших розничных сетей России за последние 12 месяцев, по данным NielsenIQ. Но через 5–7 лет этот показатель может достичь 2%, считает Коршунов. Основные потребители такой продукции – поклонники здорового образа жизни, в основном проживающие в городах-миллионниках, говорит он. Для сравнения: в Германии доля органической продукции составляет 7%, в Дании – 12%. Пока около 80% российского рынка органики занимает импорт, но по мере развития этого направления продукция российских производителей будет постепенно его замещать, считает Коршунов.