Псевдоорганические продукты питания: как потребителю противостоять манипулированию сознанием

Псевдоорганические продукты питания: как потребителю противостоять манипулированию сознанием

В конце октября Министерство промышленности и торговли РФ рекомендовало торговым сетям и их объединениям, а также интернет-ритейлерам исключить из ассортимента товары, которые вводят потребителей в заблуждение о действительном качестве и «органическом происхождении». Ситуацию комментирует Сергей Воробьёв, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС.
В маркетинге для описания подобной ситуации используют специальные термины – «мимикрия» и «гринвошинг (greenwashing)». Последнее определение ввёл американский учёный Джей Вестервельд, и обычно оно ассоциируется с маркетинговыми действиями, основанными на демонстрации экологичности производственных процессов и производимого продукта, которые реально отсутствуют.
Настоящая органическая продукция должна отвечать строгим требованиям. В частности, достаточно жёсткие нормы предъявляются не только к процессу выращивания сельскохозяйственных культур и содержания сельскохозяйственных животных, но и к сырью и его переработке, логистике, предпродажной подготовке и упаковке товаров.
Получение статуса производителя органической продукции возможно лишь при прохождении добровольной процедуры сертификации. Соответствующий реестр товаропроизводителей ведёт Минсельхоз России, однако технически сформировать список достаточно сложно. По состоянию на конец октября в них числилось всего 136 организаций, в том числе три из них находятся в Алтайском крае (все они прошли сертификацию в ООО «Органик-Сертификация»):
•    ООО «Степной»;
•    ООО «Курай Агро Плюс»;
•    АО «Иткульский спиртзавод».
В ООО «Органик-Сертификация» получил сертификат на продажу органической муки и круп интернет-магазин ООО «Образ жизни». Кроме того, в регионе есть организации, прошедшие сертификацию на соответствие в международных специализированных компаниях, в частности, ООО «Аир» имеет сертификат «Ceres».
При этом, согласно интерактивной карте ресурса «Информационный портал органики», Алтайский край вошел в ТОП-10 регионов и городов федерального значения России с наибольшим количеством сертифицированных производителей органической продукции. В этом рейтинге присутствовали Краснодарский край (14 сертифицированных предприятий, предлагающих достаточно широкий ассортимент растениеводческой продукции), Воронежская область, Москва и Московская область (по 10 сертифицированных предприятий, производителей орехов, кофе, овощей и т.д.), а также Санкт-Петербург, Ростовская область, Ставропольский край, Томская область, Ярославская область.
В настоящее время производство органической продукции является не только данью современным тенденциям – при соответствующем спросе позволяет обеспечить ведение рентабельного бизнеса. Но сложностей много. В растениеводстве, например, оно сопровождается относительно низкой урожайностью сельскохозяйственных культур, повышенными затратами, которые являются основой формирования цены для потребителя. С учётом серьёзных требований к логистике, переработке сельхозпродукции, упаковке товаров розничная цена на органические продукты питания стоимость заведомо выше «неорганических» аналогов. Именно более высокая цена при формировании устойчивого спроса населения на экологически чистые продукты питания является причиной того, что большая часть реализуемых в этом сегменте товаров (по мнению исполнительного директора Национального органического союза Олега Мироненко – около 60,0 – 70,0%) лишь мимикрирует под органику, имея различные надписи («эко/eco», «био/bio», «organic», «100% экологичный», «фермерский», «натуральный» и т.д.), но не имея соответствующего подтверждения.
Согласно опросу, проведённому Центром изучения потребительского поведения Роскачества, подобные слова на этикетке вводят потребителей в заблуждение. Для 66% опрошенных «органический» и «натуральный» – понятия практически идентичные; 54% считают, что «органический» и «эко» – это по сути одно и то же; 46% приравнивают «органик» к «эко». В целом 82% покупателей стремятся покупать органические продукты, но лишь малая часть из них умеет отличать настоящую органику от мимикрирующих под неё товаров.
Чтобы убедиться в действительности «органического» происхождения товара, потребителю необходимо знать, что:
•    действительно сертифицированные в России органические продукты питания должны маркироваться исключительно на русском языке приставками «органика» или «органический»;
•    товар должен числиться в реестре Министерства сельского хозяйства РФ (найти товар можно по названию или номеру, указанному под знаком или в маркировке), при этом потребитель должен понимать, что сертификат выдаётся на конкретную продукцию производителя (например, сыр или творог) и не распространяется на весь ассортимент;
•    название товара и наименование производителя на упаковке должно совпадать с теми названиями, которые указаны в сертификате;
•    любой полученный «органический» сертификат имеет срок действия, поэтому он должен быть помечен как действующий.
Таким образом, требования, направленные ритейлерам Минпромторгом России, предполагают, что на полках магазинов под брендом органических, останутся только те продукты, которые действительно являются таковыми и имеют соответствующие российские сертификаты. В совокупности принятие подобных мер создаст условия для развития рынка действительно органической продукции, сделает её привлекательной для бизнеса и для потребителей.  

Источник:  АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС