Россия может занять до 20% мирового рынка органических дикоросов

Россия может занять до 20% мирового рынка органических дикоросов

В РФ находится примерно пятая часть от общей площади лесов в мире. Это определяет огромный потенциал развития заготовки пищевых ресурсов (березовый сок, грибы, ягоды, орехи, плоды и т.д.). По оценкам, биозапасы только самых распространённых из них составляют более 13 млн. т, из которых более 7 млн. т можно заготовить. Многие запасы отличаются экологической чистотой, отвечают текущим трендам в мире на потребление органических и здоровых продуктов питания. 

Как крайне низкий оценивают эксперты уровень освоения пищевых ресурсов леса сейчас. По оценке ассоциации «Дикоросы», потенциал к увеличению заготовок дикоросов составляет до пяти раз к текущему уровню. Сырье заготавливают и употребляют в регионах, где собрали его. 20-30% от заготовленного принимает товарное значение. Если учитывать лекарственные и пищевые растения, то можно выйти на 2-2,5 млн. т в год по РФ в ближайшие десять лет. Так считает председатель ассоциации «Дикоросы» Александр Деев.  

Экспортный потенциал

В 2020 году Россия отправила на экспорт 24 тыс. тонн дикоросов* стоимостью 69 млн долл. В январе-августе 2021 года экспорт составил 9 тыс. тонн на сумму 39 млн долл. Покупателями являются преимущественно европейские страны, среди которых Литва, Германия, Эстония, Чехия, Финляндия, Польша. Также среди значимых импортеров – Китай, который входит в топ-5 покупателей российских дикоросов.

С учетом биологических факторов и внешнего спроса объем поставок на зарубежные рынки мог бы быть многократно выше. По словам Деева, самый высокий спрос отмечается на кедровый орех, затем идут ягоды, травы, грибы. «Орех активно закупает Китай, Германия, Израиль. Даже Турция начинает интересоваться, в этом году впервые запрос получили на орех», – указывает он.

Еще один пример – иван-чай (кипрей), который широко распространен на территории страны и из листьев которого столетиями изготавливают чайный напиток. «Кипрея в России фактически неограниченное количество: только в Вологодской области потенциальный объем его заготовки составляет половину всего российского рынка классического чая», – рассказал «Агроэкспорту» генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. С другой стороны, заготовка такого сырья имеет свои сложности: в отличие от классического чая, иван-чай – однолетнее растение, поэтому его листья собираются только один месяц в году.

Кроме того, кипрей неизвестен за рубежом, что дополнительно препятствует развитию экспорта. «Иван-чай может быть востребован на внешних рынках, но его нужно там представлять и продвигать, – обращает внимание Чантурия. – Это длительная и дорогостоящая маркетинговая работа, которая неподъемна для небольших частных компаний».

Органик-продукция

Главное преимущество дикоросов – их природное происхождение с экологически чистых территорий, что дает основание считать данную продукцию органической. Однако для подтверждения этого статуса производители должны проходить соответствующую сертификацию с охватом всей цепочки производства – от анализа земли, на которой заготавливается сырье, до оценки свойств продуктов переработки.

В России Федеральный закон об органической продукции вступил в силу 1 января 2020 года, а в 2021 году утвержден ГОСТ Р 59425-2021 «Продукция органическая из дикорастущего сырья», определяющий правила сбора, хранения и переработки органических дикорастущих ресурсов.

Федеральный центр «Агроэкспорт», в свою очередь, совместно с КПМГ разрабатывает Концепцию развития экспорта российской органической продукции, в том числе дикорастущей. В документе проанализированы спрос и текущие тренды на зарубежных рынках, дана оценка российского потенциала, разработаны предложения по продвижению органической продукции на приоритетных направлениях.

Исходя из растущих потребностей рынков и возможностей России, общий объем экспортной выручки от органики может достигнуть 2-4 млрд долл. к 2030 году. При этом, по сравнению с органическим сельским хозяйством, себестоимость заготовки органических лесных ресурсов не столь значительно отличается от традиционных и дополнительно включает лишь ежегодную органическую сертификацию. В то же время наличие сертификации позволяет производителю получать премию к цене реализации в размере до 50% к традиционной продукции.

Современная переработка

Одновременно реализации экспортного потенциала должно способствовать объединение сборщиков дикорастущего сырья, налаживание закупки сырья у населения и организация пунктов приема дикоросов, создание современных перерабатывающих производств. В настоящее время на экспорт преимущественно отправляется непереработанная продукция, например, замороженные ягоды, которые потом частично возвращаются на российский рынок в виде конечных продуктов.

Основная экспортная культура среди дикорастущих ягод – черника, которая поставляется в Литву, Эстонию, Китай, Финляндию и ряд других стран. Ведущими покупателями прочих замороженных дикорастущих ягод (клюквы, облепихи, рябины, брусники, морошки, голубики) являются Литва, Эстония, Швеция, Германия. В экспорте кедрового ореха около 90% поставок идет в Китай.

«Тем не менее отрасль сегодня постепенно встает на ноги, – комментирует Деев. – Это современная переработка, развитие сертификации. На пользу идет и объединение заготовителей», – делится он.Амурская компания «Тайга Органика» недавно запустила переработку дикоросов и в настоящее время проходит сертификацию. Это 5 видов амурского грильяжа из кедрового ореха с добавлением ягод и варенье из шишек. В планах компании – развитие глубокой переработки ягод, в том числе на экспорт. «Экспортировать дикоросы в виде сырья нелегко, так как это нишевой продукт и, например, Китай сам выращивает ягоды в больших объемах. Поэтому мы делаем ставку на глубокую переработку и экспорт интересного брендированного продукта», – рассказала «Агроэкспорту» управляющий директор «Тайга Органика» Татьяна Капустина.