Шансы фермеров отправлять продукцию в Европу после внедрения сертификата оценил эксперт

Шансы фермеров отправлять продукцию в Европу после внедрения сертификата оценил эксперт

Работа над внедрением казахстанского сертификата для органической продукции продолжается. Ожидалось, что согласовать все необходимые процедуры получится уже в ближайшее время, однако из-за парламентских выборов процедура затянулась. В то же время, именно сертифицированная продукция вызывает доверие как на внутреннем рынке, так и у зарубежных партнеров.

«В каждой стране полагается иметь свой сертификат. А потом страны договариваются об его эквивалентности. Допустим, Европейский союз и США имеют соглашение об эквивалентности сертификатов. Мы, получая свой казахстанский сертификат, — уже есть соглашение, – сможем торговать на уровне ЕАЭС», – рассказал директор Союза органической продукции РК Арсен Керимбеков.

Сегодня для того, чтобы получить зарубежную сертификацию, крупные хозяйства выкладывают, по разным данным, от 15 тысяч евро в год. Основное требование для всех производителей у США и Европы — не использовать химикатов, а производство должно основываться на охране окружающей среды. В то же время, внедрение казахстанского сертификата органической продукции не дает гарантии выхода по нему за рубеж. Уж слишком высокие требования.

«Конечно, в идеале, хочется сделать так, чтобы получили одну бумажку, и могли по ней продавать в Казахстане, России и Европе. Вот наша большая дорога. Это звучит очень просто, но Европа говорит, вы сначала свои бумажки начните выдавать, поработайте так пять лет, после этого мы начнем обсуждать. К примеру, переговоры между США и ЕС шли 12 лет. Принцип: «ты сначала покажи, что ты нормальный». Потом они аудируют, и мы начинаем разговоры о соглашении. Есть моменты, у нас кругом «дыры». К примеру, по мировому законодательству лаборатория, которая проверяет, образцы, ни в коем случае не должна быть родственной этой сертификационной компании. Это конфликт интересов. А по нашему казахстанскому законодательству это можно делать. У нас можно самому сертифицировать, и самому себя в лаборатории проверить. И наши мировые партнеры говорят: удалите. То есть у нас впереди еще долгая дорога», – заключил Арсен Керимбеков.

Отметим, что рынок органических продуктов – один из самых динамично развивающийся в мире. С 2000 по 2019 год он вырос более чем в пять раз. При этом, развитие органического сельского хозяйства в Казахстане идет медленными темпами. Согласно мировой статистике,в Казахстане площадь органического земледелия в 2019 году составила около 294,289 тыс. га. Страна занимает 29 место из 186 стран по размеру площади органического сельского хозяйства.