Минсельхоз получил контроль над теневым рынком дикорастущих грибов и ягод

Минсельхоз получил контроль над теневым рынком дикорастущих грибов и ягод

Дмитрий Алексеев

Правительство спустя 16 лет определилось с тем, кто будет контролировать сферу, в которой задействовано несколько миллионов человек

Решение судьбы свободного рынка сбора и оборота недревесных продуктов леса оставалось в подвешенном состоянии с 2003 года. И вот, наконец, правительство России передало Минсельхозу полномочия по регулированию рынка дикорастущих грибов и ягод. Об этом News.ru рассказали в пресс-службе Министерства сельского хозяйства РФ.


Как сказано в постановлении (есть в распоряжении редакции), теперь сельхозведомство будет регулировать «выпуск в обращение относящихся к пищевой продукции дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и подобных лесных ресурсов, а также производство (изготовление) и выпуск в обращение пищевой продукции, полученной из дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и подобных лесных ресурсов, лекарственных и иных растений».

Согласно статье 34 Лесного кодекса, к пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды (ягоды, орехи) и семена, берёзовый сок, папоротник-орляк, черемша, лекарственные травы, плодовые тела грибов и тому подобные лесные ресурсы. Полномочия по контролю связаны прежде всего с пищевой и перерабатывающей промышленностью, пояснили в Минсельхозе. Проще говоря, рядовых граждан это вроде бы не касается.

До этого за дикорастущими пищевыми ресурсами следили Рослесресурс, Российский центр защиты леса и другие организации, подведомственные Рослесхозу. Занимался этим и Росприроднадзор.

Эксплуатационный запас дикорастущего сырья в нашей стране, по оценкам министерства, составляет 8,5 млн тонн в год. В настоящее же время вся эта природная кладовая используется всего лишь на 6%. И это при том, что спрос на такую продукцию растёт всё больше. Причём не только внутри Необъятной, но и за её пределами. К примеру, грибы поставляются в Италию, Австрию и Германию, чай из сибирской чаги — в Польшу, Южную Корею и Индию, кедровый орех поставляется в Пакистан и Китай. В целом экспортный потенциал дикоросов Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение» оценивает примерно в $1 млрд в год.

 Ранее, в июле, Министерство сельского хозяйства разработало проект постановления правительства, которым предлагалось определить ведомство в качестве уполномоченного федерального органа по регулированию сбора, переработке и обороту дикорастущих ягод, орехов, грибов, семян, берёзового сока, а также лекарственных растений.
Pixabay

Как объясняло ведомство, рычаги контроля за свободным рынком дикоросов необходимы для того, чтобы «развивать производство и увеличить поставки переработанной продукции на экспорт».

Согласно статье 34 Лесного кодекса, к пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды (ягоды, орехи) и семена, берёзовый сок, папоротник-орляк, черемша, лекарственные травы, плодовые тела грибов и тому подобные дары природы.

Передача полномочий Минсельхозу связана с переработкой в пищевой отрасли в промышленных масштабах. Речь не ведётся о «гражданском» сборе орехов, грибов и ягод. Контроль будет за оборотом продуктов питания. Если вы солите грибы и поставляете это в магазины, это будет подлежать регулированию. Россиян в сельских местностях, которые продают варенье, соленья и маринад, данная новость не касается.

Николай Николаев
председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям

С ним согласен исполнительный директор Национального союза производителей и потребителей органической продукции Олег Мироненко. Эксперт также успокоил участников массового рынка дикоросов — жителей небольших городов и деревень. Правда, по его мнению, большинство из торгующих ягодами или грибами, а также продуктами из дикоросов сегодня отнюдь не пресловутые бабушки и дедушки, деятельность которых ведётся на грани выживания и регулированию не подлежит.

Речь идёт лишь об участниках теневой экономики. А она, по его сведениям, составляет в настоящее время 80% от общего числа участников зелёного рынка природной органики. Мироненко привёл данные, что на сегодня из нескольких сотен компаний, которые занимаются дикоросами, желание пройти официальную сертификацию выразили только 13%. Все остальные категорически отказались. То есть налоги платить многие не хотят, сказал он.

Сегодня в России 1,1 млрд гектаров лесов, которые мало используются. При таком объёме лесов лишь 30 тыс. гектаров земли сертифицировано как производительные территории органической пищи. Компаний, которые собирают дикоросы, много, легальных из них — единицы. Такие фирмы при помощи гребёнки и других инструментов собирают значительный объём лесной продукции. До сих пор такой вид сбора не контролировал толком никто. И что в этом секторе экономики творилось — никто не знал.

 Олег Мироненко
исполнительный директор Национального союза производителей и потребителей органической продукции