Минсельхоз разработал план создания "зеленого" бренда

Минсельхоз разработал план создания

Стал известен план мероприятий Министерства сельского хозяйства РФ по созданию отечественно "зеленого" бренда. LookBio запросил комментарии экспертов, а пока делится первыми впечатлениями от документа, датированного 30 апреля.

Минсельхоз России подготовил план мероприятий по созданию российских защищенных брендов экологически чистой продукции, сырья и продовольствия, по которому уже к 1 июля в Госдуму должен поступить проект соответствующего закона, а к католическому рождеству планируется утвердить четыре ГОСТА – по терминам, удобрениям, сертификация и требованиям к экологически чистой продукции.

 Всё – во исполнение поручения Президента, прозвучавшего в Послании Федеральному Собранию 20 февраля, где В.В. Путин озвучил мысль создать «зеленый бренд» экологически чистой продукции, признанный в мире.

 Пока многие радостно думали, что речь идет об органической продукции, закон о которой после более чем пятилетней проработки вступает в силу в январе 2020-го, вышло иначе. Речь в документе Минсельхоза идет именно об «экологически чистой продукции» и создании условий признания отечественного «зеленого бренда» в зарубежных странах.

 При беглом ознакомлении с планом Минсельхоза моментально возникает изумление. Причем дважды. Во-первых, словосочетание «экологически чистая продукция» по действующему ГОСТу 51074-2003 в стране вне закона. Во-вторых, вне зависимости от того, сколько ресурсов будет брошено на «признание отечественно экологически чистой продукции в зарубежных странах», последнее вряд ли возможно, ведь в мире подобная практика пока не узаконена. Повсеместно действуют законы, регулирующие область органик, десятилетиями складывалась практика оборота органической продукции – именно последняя имеет четкие и ясные экологические преимущества для здоровья человека и окружающей среды.

Да, сегодня в каждой стране действует вагон и маленькая тележка всевозможных экостандартов, которые регулируют уровень воздействия производства того или иного продукта на окружающую среду. Но все они частные, и речи о закреплении подобных стандартов на государственном уровне пока нет. Это как с гей-браками: трудно признать то, что сам не считаешь нормой. Хотя с гей-браками, наверное, даже легче – все-таки их признали уже не в одной стране.

 При более глубоком изучении ситуации возникает еще больше вопросов. К чему такая спешка? Допустим, как можно за полгода создать и утвердить аж четыре национальных стандарта, а к концу года разработать все нормативные правовые акты,  необходимые для контроля за обращением экологически чистой продукции? И если это возможно, то какого качества будут эти документы? Потом вызывает вопросы деятельное участие в разработке плана одного из крупнейших производителей минеральных удобрений ПАО «Фосагро». Как правило, если речь идет об экологии и «зеленом», ограничениям подлежат, в первую очередь, нормы внесения минеральных удобрений и ядохимикатов.

 Пожалуй, самое сложное – понять для чего нужно строить новый отечественный бренд «экологически чистой продукции», когда  еще толком не построили бренд «органик», у которого как раз-таки гораздо больше шансов быть принятым в зарубежных странах. Просто потому, что российский органический стандарт в общем и целом соответствует международным нормам в этом отношении.

 Напомним, что закон об органическом производстве был принят год назад, а три национальных ГОСТа, регулирующих этот сегмент, несколькими годами ранее. И даже на этом фоне  уровень понимания, что такое «органик» не только среди потребителей, но и среди ритейлеров и производителей продуктов питания до сих пор стремится к нулю. А что же случится, если на рынок выйдет новый бренд - «экологически чистый продукт»? И произойдет это практически одновременно с брендом «органический продукт»? Коллективный когнитивный диссонанс обеспечен. Но разве в этом цель?