Время покорять Китай органической продукцией — Умбриэль Темиралиев

Время покорять Китай органической продукцией — Умбриэль Темиралиев

Объем поступления прямых иностранных инвестиций в Кыргызстане достиг $628 млн и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился в два раза. «Акчабар» обсудил с директором Национального агентства по инвестициям Умбриэлем Темиралиевым эффективные шаги по улучшению инвестиционного климата, а также наиболее перспективные для зарубежных вкладчиков секторы отечественной экономики.

(...)

— НА КАКИХ СЕКТОРАХ СТОИТ СДЕЛАТЬ АКЦЕНТ?

— Лучше концентрироваться на еде. После пандемии во всем мире сейчас стоит такая большая проблема как продовольственная безопасность. Второе, люди сейчас не особо понимают, но вода скоро станет ресурсом номер один в мире. Можно прожить без нефти и газа, но, не употребляя воду, человек просто умрет. Вода, которую употребляют в той же Индии или Китае, — переработанная, а мы сидим у истоков чистой воды. Вся вода в ЦА начинается с Кыргызстана, с наших гор, с наших ледников. Талая ледниковая вода — самая лучшая по всем характеристикам, даже лучше артезианской. И мы сможем стать одним из крупнейших и сильнейших экспортеров воды.

Кроме того, люди привыкли считать, что Кыргызстан с Китаем работает только как импортер. При этом КНР готова покупать и нашу продовольственную продукцию среднего и выше среднего класса. В Китае растет средний класс, который готов вкладываться в свое здоровье, покупать качественную еду и существенно переплачивать за нее. К такой востребованной на китайском рынке продовольственной продукции относится практически все, что произрастает в Кыргызстане, в частности фрукты и орехи, мед, вода, мясо, рыба. Кроме того, Арсланбоб, Баткен, Лейлек, Джалал-Абад – это те районы, где растут дикие и органические фрукты, орехи и растения, которые соответствуют их потребностям. Все, что нужно сделать, —  это помыть их, высушить, пакетировать по всем стандартам ISO и продавать в Китай.  

— А ЧТО СЕГОДНЯ КЫРГЫЗСТАНЦЫ МОГУТ ПРОДАВАТЬ В ПОДНЕБЕСНУЮ?

— Сейчас КНР открыл семь товарных наименований для Кыргызстана, это сушеные абрикосы, черешня, мед, молочные изделия и другое. Кроме того, мы работаем над тем, чтобы расширить эту линейку до 24 позиций для того, чтобы наши производители могли продавать уже не сырье, а готовый продукт. 

— РАЗВЕ МЫ СМОЖЕМ ПОКРЫВАТЬ СПРОС КИТАЯ НА НАШУ ПРОДУКЦИЮ, УЧИТЫВАЯ, ЧТО ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА — МЕЛКОТОВАРНОСТЬ? 

— Задача не в том, чтобы завалить Китай объемами, а в том, чтобы производить дорогую, но вкусную и полезную органическую еду с высокой добавленной стоимостью. Вместо того чтобы продать 500 кг и заработать на этом, допустим, 500 сомов, лучше продать 10 кг и на каждом кг зарабатывать по 50 сомов, то есть нужно выходить на китайский рынок с этой точки зрения. Думаю, что потенциал у Кыргызстана в этом плане значительный.