Органическое сельское хозяйство стало неотъемлемой частью общей аграрной политики страны. Инновационное и в то же время традиционное направление рассматривается сегодня как одно из перспективных. Но оно также требует признания и понимания среди фермеров, выстраивания системы сертификации и контроля.
На старте
На днях во время очередного шопинга по супермаркету привлекла внимание 30-летняя особа, неспешно выкладывающая на конвейерную ленту содержимое своей корзины-тележки. Два пакета кефира «Био», упаковка детского питания известной марки с логотипом «Эко», палка колбасы со знаком «Халал», сметана «Деревенская», две бутылки молока «Натуральное»...
Экологическая «направленность» продуктовых предпочтений покупательницы была налицо. Однако так ли уж натуральны и экологичны все эти продукты? И вообще, если говорить об органике, как в целом обстоит с ней дело на отечественном рынке? Насколько перспективен этот сегмент сельского хозяйства в экспортном плане?
История казахстанской органики гласит, что впервые такая продукция вышла на внешний рынок в 2007 году. Тогда сельхозтоваропроизводитель из Балхашского района Алматинской области отправил в Италию под брендом «Эко» рис, выращенный в бассейне реки Или. С тех пор изменилось многое, однако и сегодня эксперты затрудняются назвать точные масштабы рынка органической продукции в нашей стране.
Если верить данным международной компании IFoam, Казахстан находится на 26-м месте по площади органики, располагая 277 тыс. га. Плюс 863 га составляют дикоросы – по сбору лечебных трав.
Всего в стране насчитывается 78 операторов – сертифицированных производителей, поставляющих на внешние рынки 19 видов органической продукции, в основном зерновых, масличных и бобовых культур. Значительная часть аграриев сосредоточена в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской, а также Алматинской областях. По последним данным, общая сумма органик-экспорта составила порядка 10 млн евро. Много это или мало? Учитывая, что сегодня этот сегмент производства стремительно развивается, а спрос на такую продукцию во многих странах в разы превышает предложение, сумма не столь большая.
На необходимость развития рынка экологически чистых сельхозпродуктов Глава государства давно обратил внимание отечественных аграриев. В стратегических документах Президент делает акцент на важность создания национальных конкурентоспособных брендов и вхождения страны в число мировых игроков в области экологически чистого производства. Ведь Казахстан обладает для этого всеми конкурентными преимуществами в виде природно-климатических условий, огромных площадей земельных угодий, пригодных для производства органической продукции.
Первым большим шагом в реализации намеченного стало принятие в 2015 году закона о производстве органики. С его введением, говорят специалисты, стало легче регулировать правила игры.
В частности, нормами закона предусмотрены создание и аккредитация национальных органов по подтверждению соответствия и контроля экологически чистой (органической) продукции национальным и международным нормам, гармонизация стандартов производства, оборота и сертификации с международными нормами и требованиями и другие правила.
Не так давно в Казахстане был создан Национальный центр экспертизы и сертификации (НацЭкС), который, правда, еще не выдал ни одного «органического» сертификата отечественным производителям. Возможно, это дело времени, ведь внутренний рынок «органики» еще только, условно говоря, находится на стартовой позиции. А пока в рамках реализации госпрограммы развития АПК на 2017–2021 годы МСХ РК намечено создание субофиса в рамках проектного управления по развитию производства органической продукции с разработкой соответствующей подпрограммы.
Акцент будет сделан на повышении осведомленности сельхозпроизводителей и населения, а также подготовке кадров, контроле и сертификации. Разрабатывается специальная «дорожная карта» по организации производства органической сельхозпродукции. Словом, задачи поставлены, дело – за их решением.
«Био», «эко»... Найди отличия
Понятно, что в первую очередь речь идет об органической продукции растениеводства. Как считают аграрные эксперты, можно просертифицировать поле, отследить условия производства той же пшеницы или овса и далее по цепочке – готовую продукцию. Другое дело – животноводство или птицеводство, где строго следовать сертификационным требованиям гораздо сложнее. Попробуй докажи, что твое органическое животное паслось на поле, имеющем сертификат, выданный серьезным международным органом.
В Правилах производства и оборота органической продукции РК от 23 мая 2016 года говорится, что телят, жеребят и верблюжат не менее 45 календарных дней необходимо выпаивать преимущественно материнским молоком, а ягнят и козлят – не менее 30. Нельзя нарушать и права хрюшек, которым в загонах для выгула должна быть предоставлена возможность рыться.
Длина насеста на одну курицу-несушку не должна быть меньше 18 сантиметров. Кроме того, чтобы не стеснять личное пространство рябушек, их на одном квадратном метре должно быть не более 6. Нарушив эти правила, за соблюдением которых чутко следят соответствующие органы, производитель рискует нарваться на неприятности, в том числе лишиться статуса «органического».
...Одним из главных вопросов рынка органики в Казахстане сегодня остается создание собственного сертификационного органа и лаборатории, способной проводить глубокий анализ продукции. Пока за этими услугами наши фермеры обращаются к зарубежным специалистам, тратя большие деньги. И все потому, что свои лаборатории видят, к примеру, следы только 20 пестицидов, а европейские – 2 тыс. Вот и приходится с каждых 500 тонн продукции брать пробу и везти на анализ за границу. Ближайшая из уполномоченных зарубежных компаний – украинская – сертифицирует сегодня 90% казахстанских органических площадей.
По словам директора Центра компетенций НПП «Атамекен», руководителя Союза производителей органической продукции Казахстана Арсена Керимбекова, желающих заниматься органикой в стране, в том числе с выходом на экспорт, немало, но не всем это по силам. Поэтому речь идет о создании казахстанской сертификационной компании, которую западные партнеры помогли бы аккредитовать в ЕС. Это сократит в разы расходы фермеров, поспособствует решению вопроса удешевления органической продукции.
– Сегодня сертифицированной по европейским стандартам органики на внутреннем рынке Казахстана нет, – говорит Арсен Керимбеков. – И хотя на прилавках много продукции со знаками «био», «эко», «евро», «органик», «халал», все это не более чем маркетинговый ход, который вводит в заблуждение покупателей...
Стимул для органика
Одной из основных задач в Союзе производителей органической продукции Казахстана видят продвижение бренда казахстанских натуральных продуктов «КазахОрганикФуд» и его популяризацию как в республике, так и в мире.
В реализации этой задачи принимают участие многие отечественные производители. Одна из казахстанских компаний-органиков, не так давно работающих в сегменте, – ТОО «Новомарковка-2002» из Ерейментауского района Акмолинской области. Общая площадь сертифицированных земель в хозяйстве составляет 18 тыс. га, из них 11 тыс. приходится на зерновые, 4 тыс. – на масличные, кормовые культуры. Руководитель ТОО Адильхан Сейтжанов не скрывает того, что переход к органическому земледелию требует определенных усилий и, конечно, большой ответственности.
– Мы производим пшеницу, ячмень, овес, лен, горчицу, планируем выращивать чечевицу. При переходе на органическое производство происходит полный отказ от пестицидов и минеральных удобрений, используются лишь механическое возделывание почвы и разрешенные к применению микробилогические элементы, – делится тонкостями технологии фермер.
Но зато есть гарантированная реализация продукции, которую за хорошую цену готовы купить на зарубежных рынках.
– Одной из стран, в которой казахстанскую органическую продукцию всегда ждут, стала Германия. Сегодня эта европейская страна производит такой продукции на 2 млрд евро, а потребляет на 10 млрд евро в год. Спрос немецких партнеров стремительно растет и в 7 (!) раз превышает наше производство, – говорит Арсен Керимбеков. – При этом сторонников натуральной и экологически чистой еды не отпугивают цены. Например, органическая курица оптом с немецких ферм отпускается по 10 евро за кг, индюшка – по 25 евро.
В целом, по оценкам компании Ecovia Intelligence, занимающейся исследованиями рынка, в 2017 году мировой рынок органических продуктов питания достиг 97 млрд долларов.
– В этом, пожалуй, еще один большой плюс сертифицированной органики – не нужно искать рынок сбыта, покупатель сам тебя найдет, – считает представитель НПП.
А еще немаловажно, чтобы, кроме покупателей, тебя заметил и нашел инвестор, уверены специалисты аграрной отрасли, ведь в мировом секторе органики, ставшем трендовым, как раз и задействованы крупные игроки.
Между тем, если хотим выйти со своим брендом на мировые рынки, необходимо стимулировать фермера-органика, считает академик НАН РК экономист Владимир Григорук. Например, субсидированием, льготным кредитованием, налоговыми льготами, страхованием рисков, грантами для молодых фермеров. Ведь переходить в разряд органических производителей не так просто и быстро, как кажется. Хотя и прибыльно.
– Расчеты сравнительной экономической эффективности производства по обычной и органической технологии показали, что прибыль с 1 га органической пшеницы в 2,5, а органического льна – в 1,6 раза выше по сравнению с неорганическими. Увеличение доходов происходит частично за счет снижения затрат на химудобрения и ядохимикаты, а также за счет более высокой цены на органическую продукцию. Немаловажен экологический и социальный аспект, – делится мнением академик, отмечая, что в будущем расходы на поддержку здоровья людей и восстановление окружающей среды могут существенно превысить расходы на переход к биологическим системам ведения сельского хозяйства.
И все же, говоря о перспективности развития органического сельского хозяйства, не следует, по мнению Владимира Григорука, противопоставлять его традиционной индустриальной системе агропроизводства. В условиях современности, исходя из задач продовольственного обеспечения населения, необходимо укреплять сбалансированное развитие обоих типов сельского хозяйства.