За рекламу псевдоорганики штрафуют

За рекламу псевдоорганики штрафуют

Главное, отмечают в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, – доказать, что потребителя обманывают, и сообщить о нарушении в контролирующие органы.

Сегодня, чтобы продать больше, маркетологи, продавцы да и нередко сами производители продуктов прибегают к хитрым уловкам. Их цель ясна – заработать больше, пусть и не всегда честно. Один из самых популярных приёмов – «озеленение» продукта в надежде на очередь желающих, которые следят за питанием и ведут здоровый образ жизни.

Начнёте наблюдать – сразу обнаружите на магазинных полках биойогурты и «экологически чистые» овощи, крупу и даже сало. В надежде найти своего клиента торговые сети организуют отдельные полки под «органическую» и «эко» продукцию, а на некоторых заправках даже появились витрины для любителей натуральных колбас с неоднозначными вывесками – «Фермерские продукты». Что не так?

В белорусском законодательстве официально закреплено лишь одно понятие – «органическая продукция». Органической продукцию можно называть только в том случае, когда хозяйство, где она производится, прошло сертификацию на соответствие жёстким стандартам и получило подтверждающий документ, а вместе с ним – право ставить специальную маркировку и называть продукцию органической.

– Во всех иных случаях называть продукты органическими нельзя. Даже если они выращены без удобрений и пестицидов, в деревне у бабушки, в «чистой» зоне – всё это не будет аргументом и не даёт права называть еду органической, – комментирует специалист по органическому сельскому хозяйству Центра экологических Любомир Клепач. – То же касается «фермерских продуктов». Такое определение не говорит о каком-то особенном, улучшенном качестве еды, создаёт лишь иллюзию некой натуральности. И если копать глубже, оно не говорит даже о технологии производства, а только лишь о юридической форме хозяйствования.

Специалист добавляет: понятия «биологический» и «экологический» по отношению к продуктам во всём мире являются синонимичными понятию «органический». В Беларуси – нет. Получается, что биойогурт и экокрупа – не больше, чем привлекательные названия, которые должны увеличить продажи.

Специалисты Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию и Белорусского государственного института метрологии, которые занимаются подтверждением качества продукции, также обращают внимание: информация о том, что продукция является органической, может быть размещена на упаковке только при наличии доказательств. И уточняют: при маркировке потребительской или транспортной упаковки органической продукции предусмотрено использование исключительного термина «органический продукт».

– Использование схожих терминов, сокращений и словосочетаний с понятием «органический продукт» в отношении продукции, не имеющей специальных документов о сертификации и о соответствии определённым стандартам, не допустимо, – подтвердили в госучреждениях.

Ниже вы видите один из примеров рекламных материалов, который прислали в редакцию Ecoidea.by с просьбой опубликовать. Публикуем, а читателям и читательницам предлагаем найти распространённые маркетинговые ловушки. Редакция запросила подтверждение фактов, указанных на баннере, но ответ так и не получила.

Письмо с рекламным баннером пришло на редакционную почту 6 июля 2020 года от пиар-агентства,
представляющего один из брендов

– Мы считаем, что перед нами пример ненадлежащей рекламы, то есть такой, которая является недостоверной и вводит в заблуждение покупателей. А ещё – нередко заставляет их платить больше, потому что покупатель, не понимая разницы, неосознанно отдаёт больше за обычную (неорганическую) продукцию в надежде купить продукт улучшенного качества, что предполагает именно органическое производство. Пример, представленный выше, – далеко не единственный, он приведён в качестве иллюстративного, был выбран из последних, относительно новых рекламных материалов, – поясняет Любомир Клепач.

Примеры использования приставки «эко» в визуальной рекламной информации

Примеры использования приставки «эко» в визуальной рекламной информации

Примеры использования слова «Organic» в оформлении упаковки и названии бренда. Фото сделаны в Беларуси

Использование приставок «био» и «эко» на упаковках продуктов. Фото сделаны в Беларуси

Пример некорректного использования международной органической маркировки «Евролист». Настоящая маркировка дополнительно содержит код с информацией

Специалист также отмечает, что подобная недобросовестная реклама и искажённое использование терминологии отрицательно сказывается на имидже и репутации органических производителей, которым пока и так тяжело конкурировать с производителями, использующими интенсивные технологии.

– В перспективе это может негативно отразится и на уровне развития органического сельского хозяйства, на темпах роста производства органической продукции, – рассуждает Любомир Клепач. – Меж тем, эта сфера сельскохозяйственного производства сегодня является одной из наиболее перспективных, быстро растущих во всём мире, а ещё – безопасной для окружающей среды и здоровья человека. Понимая это, правительство Беларуси и другие заинтересованные организации, включая Центр экологических решений, много лет делают шаги для развития данного направления. Например, был принят закон, который среди прочего, регламентирует терминологию.

Центр экологических решений обратился в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, чтобы узнать, чем чревато для производителей и продавцов необоснованное, неподтверждённое документами использование терминов «органический», «биологический», «экологический» на этикетках, вывесках и других рекламных материалах.

«Для признания рекламы, содержащей указание на органичность продукции, не соответствующей действительности и ненадлежащей, необходимы доказательства производства данной продукции с нарушением установленных законодательством требований. То есть нужно доказать, что представленная продукция не органическая», – говорится в официальном письме за подписью заместителя министра антимонопольного регулирования и торговли Андрея Кортуна.

Законодательством предусмотрена ответственность за распространение ненадлежащей рекламы – от предписаний до штрафов.

– Нынешняя ситуация показывает, что в национальном законодательстве на данный момент недостаточно чётко прописаны меры, которые предпринимаются для исправления сложившейся ситуации, не понятен механизм отслеживания нарушений. Как я уже сказал, такие нарушения в перспективе могут негативно сказываться на всей отрасли, потому очевидно, что следующим шагом должно быть внесение изменений в законодательство. Рабочая группа специалистов, которая заинтересована в развитии органического производства Беларуси, сформирует свои предложения, – отмечает Любомир Клепач. – В целом важно работать над унификацией законодательства и самой процедуры сертификации, приводя наши процедуры к международным стандартам. Это решит часть существующих проблем и упростит выход на глобальный рынок органическим производителям из Беларуси.